ТОКИО, 25 июн — РИА Новости, Иван Захарченко. Ровно 65 лет назад на Корейском полуострове разразилась война, которая формально так и не была окончена — после трех лет военных действий было подписано фактически всеми уже забытое соглашение о перемирии, а договора о мире до сих пор нет.
Война началась в 1950 году на фоне заявлений властей обеих сторон о ее приближении, и достаточно было одного выстрела с той или иной стороны, чтобы она вспыхнула. В Южной Корее росли народные выступления против тогдашних властей, усиливалось стремление к мирному национальному воссоединению. Между двумя частями полуострова происходили нескончаемые вооруженные инциденты.
Когда это произошло, США, подписавшие в начале 1950 года соглашение с Сеулом о взаимной обороне, вторглись под флагом ООН на корейскую территорию. Дело в том, что СССР не участвовал тогда в заседаниях СБ ООН под предлогом того, что коммунистический Китай, будучи постоянным членом Совета Безопасности, был лишен своих прав в этой организации.
США отдали приказ о начале военной интервенции в Корее и в тот же день им легко удалось добиться без участия Китая и Советского Союза принятия в СБ ООН соответствующей резолюции об оказании помощи в защите от КНДР.
Северокорейская армия стала отступать, и когда американские вооруженные силы отбросили ее фактически к границам Китая, на помощь северным корейцам были направлены так называемые китайские народные добровольцы. Вместе с ними Корейская народная армия вновь подошла к 38-й параллели, разделяющей надвое полуостров, и по инициативе СССР начались переговоры о перемирии.
Соглашение о прекращении огня было подписано 27 июля 1953 года. В КНДР была объявлена победа над американским империализмом, а власти Южной Кореи жалели, что так и не смогли заполучить весь Корейский полуостров. В этой связи южнокорейское правительство отказалось быть участником подписания соглашения о перемирии. Подписи под ним поставили лишь представители КНДР, Китая и американцы от имени ООН.
После этого Северная Корея неоднократно предлагала Соединенным Штатам подписать вместо соглашения о перемирии договор о мире, но в Вашингтоне отказываются до сих пор даже обсуждать такую возможность.
В настоящее время в Южной Корее находятся около 28 тысяч американских военнослужащих под предлогом защиты от "угрозы с Севера", и за это присутствие США получают почти по миллиарду долларов ежегодно из средств южнокорейских налогоплательщиков. На деле это военное присутствие направлено не столько против КНДР, сколько на сдерживание Китая и России в азиатско-тихоокеанском регионе.
Что касается отношений Республики Корея и КНДР, то в 1992 году между ними вступило в силу соглашение о ненападении, примирении, обменах и сотрудничестве. Попытки сближения на какой-то момент оказались успешными: с приходом к власти в Сеуле демократического правительства к началу нового тысячелетия в отношении Северной Кореи южанами стала проводиться политика "Солнечного тепла", состоялись встречи глав правительств и даже на высшем уровне, был создан совместный индустриальный парк близ демилитаризованной зоны рядом с северокорейским городом Кэсон. Корейцы забыли о конфронтации и вооруженных инцидентах, на уровне премьеров были подписаны соглашения о создании в спорных водах Желтого моря зоны примирения и сотрудничества и о масштабных экономических проектах, о которых раньше никто даже не мог и мечтать. Однако сбыться им не было суждено. Власть в Сеуле сменилась в 2008 году, попав в руки консервативной проамериканской оппозиции, а прежний демократический президент Республики Корея Но Му Хён при таинственных обстоятельствах, как сообщалось, покончил жизнь самоубийством.
Несмотря на межправительственные соглашения, Республика Корея прекратила с КНДР всякое сотрудничество, за исключением восстановленной потом деятельности южнокорейских компаний в индустриальной зоне под Кэсоном.
Поводом для отката назад послужила ядерная и ракетная программа Северной Кореи, которую Пхеньян начал развивать, опасаясь стать "вторым Ираком". Созданием ядерных вооружений Северная Корея занялась после того, как тогдашний президент США Джордж Буш отнес КНДР к международной "оси зла" и было сорвано соглашение от 1994 года по строительству на северокорейской территории современной АЭС взамен на отказ Пхеньяна от собственных ядерных разработок.
Последовавшие затем шестисторонние переговоры в Пекине с участием дипломатов России, США, Китая, Японии, КНДР и Республики Корея из-за политических разногласий и попыток нажима на Пхеньян не предотвратили создания им ядерного оружия.
В последнее время военная активность на Корейском полуострове как со стороны Южной Кореи и США, так и со стороны КНДР достигла тревожных масштабов.
Как заявил в интервью РИА Новости посол России в Сеуле Александр Тимонин, "полуостров по-прежнему балансирует на грани военно-политического кризиса, когда из любой искры может разгореться конфликт".
Крупномасштабные военные учения, проводимые совместно войсками США и Южной Кореи, рассматриваются в Пхеньяне как репетиция войны против КНДР. Неоднократно в северокорейской печати подчеркивалась мысль о том, что "вопрос не в том, будет ли война на Корейском полуострове, а в том, когда она начнется".
В ответ на маневры на юге Северная Корея демонстративно проводит испытания новейших противокорабельных и баллистических ракет, несмотря на санкции Совета Безопасности ООН, принятые ранее при поддержке России.
По поводу нынешней обстановки в Корее, в интервью РИА Новости высказался также посол России в Пхеньяне Александр Мацегора.
"Полагаем что и КНДР, и ее оппоненты должны проявлять сдержанность и дистанцироваться от шагов, провоцирующих углубление противоречий и, следовательно, обострение ситуации в регионе", — отметил посол.
По случаю 65-летней годовщины Корейской войны Государственный комитет обороны КНДР опубликовал заявление, в котором говорится, что США пытаются спровоцировать военные действия вновь. В этой связи Пхеньян заявляет, что начинает "новую стадию общенациональной антиамериканской борьбы" для прекращения длительной конфронтации между КНДР и США. Северная Корея, подчеркивается в заявлении, "готова как к обычной войне, так и к ядерной, а также к войне в киберпространстве".