Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
То, что глава Римско-католической церкви – идеолог и политик мирового масштаба, ясно даже из того, как Ватикан готовил выпуск своей только что обнародованной энциклики по поводу изменений климата. Сначала "утекли" тезисы, потом – слухи, что текст отозвали. Так делаются сенсации.
Но самое интересное в появившемся все-таки документе – то, как папа Франциск аккуратно обошел споры вокруг довольно сомнительной истории о том, есть ли глобальное потепление, нет ли его, и кто виноват. Он просто вывел разговор на более высокий уровень: о том, что люди, свихнувшиеся от потребительства и игнорирующие природу, ведут себя не по-божески.
В обход опасной проблемы
В Ватикане есть своя Академия наук, и первое, что поражает комментаторов папского документа – это "научность" 192-страничной энциклики. Видно, что ее составители долго и тщательно разбирались в фактах, а также в имеющихся на эту тему спорах.
Споры идут, а множество людей тем временем уже давно делают на "потеплении" деньги; вопросы еще не решены, а по миру кишат банды "экотеррористов", вымогающих у корпораций и граждан (если не целых государств) деньги на священное дело спасения планеты. Не говоря о том, что людей в глобальном масштабе запугивают непонятно откуда взявшимися "фактами" насчет той или иной угрозы, дабы никто не усомнился в правомерности действий "защитников планеты". Впрочем, экология – далеко не единственный пример массового оболванивания в мировом масштабе, а лишь одна из массовых фальсификаций.
Самое печальное, что эта назойливая кампания отвращает людей от реально существующих экологических катастроф. Ведь какая-то часть фактов, которыми бездумно оперируют в этих спорах, все-таки настоящая. Более того, в информационных кампаниях такого рода фальшивки всегда перемешаны с правдивой информацией.
Но в том-то и дело, что по энциклике видно — папа Франциск хорошо знает про имеющиеся на эту тему споры. Кстати, считается, что его попытки отозвать и доработать документ, о чем происходили утечки, как раз и связан с тем, что Ватикан отлично представляет сложности проблемы.
В итоге же Франциск пытается быть очень осторожным в выражениях. С одной стороны, он упрекает тех, кто "отрицает" потепление… нет, не его даже, а непорядок с экологией. С другой же, он уводит разговор в сторону от споров по ключевой проблеме: насчет того, человек ли виноват в переменах климата, или просто так у природы получилось. Да, собственно, он ведет речь не столько о климате, сколько вообще о мире, где мы живем, о том, как верующий человек должен обращаться со своей планетой. Получился действительно религиозный, философский документ насчет того, зачем Бог дал человеку мир.
Настоящий консерватор
У энциклики, как обычно, есть латинское название — Laudato Si, или "восславлено будет". Славится, в данном случае, наша планета Земля, это цитата из той самой подхваченной поэтами молитвы 13-го века, в которой говорится о "сестре Луне" и "брате Солнце".
Франциск употребляет эту древнюю поэзию, чтобы провести мысль: ошибаются те, кто толкует известные положения Библии так, что Бог отдал человеку Землю в полное распоряжение. Отдать-то отдал, но не для того, чтобы тот ее уничтожал, "попирал ногами Божье творение". А чтобы жил, восхищаясь Землей и славя ее. И чтобы берег.
Нынешний документ подчеркивает и то, что экологические бедствия бьют прежде всего по неимущим. И то, что виноват во всей ситуации в целом тупик современного капитализма. Приговор энциклики в том, что виной происходящему – чрезмерное потребление, консьюмеризм (потребительство) и безразличие могущественных и богатых. Впрочем, виновны и те, кто впадает в уныние, не видя выхода из ситуации, когда накопление богатства – единственный смысл жизни. И, в унынии, не желают замечать разрушение природы, думая, что сделать ничего нельзя.
Заметим, что самый, возможно, эффектный комментарий на папский документ поступил от человека, к католикам отношения не имеющего – американского раввина Лернера, лидера одной из многорелигиозных политических организаций.
Лернер отмечает, что перед нами даже не католический документ, а такой, что сплотил бы людей разных верований. Главное же, отмечает автор, что перед нами критика капитализма, "которая не скатывается к узкому экономическому и материалистическому взгляду на мир, который характерен для большей части левых движений".
То есть Франциск атакует увлекшееся потребительское общество не с левых, а как раз с классических консервативных позиций. С позиций высоких моральных ценностей. Если хотите даже, с позиций, которые разделила бы семья Бушей, если бы пожелала.
Но для этого становящиеся все более многочисленными скептики насчет "потепления" должны отойти от борьбы за факты и против промывания мозгов и признать, что теплеющую или холодеющую Землю в любом случае жалко.