Рейтинг@Mail.ru
В России с коррупцией будут бороться иначе, чем в других странах - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В России с коррупцией будут бороться иначе, чем в других странах

© Fotolia / Laurent HamelsМужчина в наручниках. Архивное фото
Мужчина в наручниках. Архивное фото
Читать ria.ru в
Каждая нация борется с коррупцией по-своему, и никто при этом не может ее победить. Существует ли универсальный механизм борьбы с коррупционерами, и годится ли он для России, задается вопросом Владимир Лепехин.

Владимир Лепехин

Генеральный прокурор Швейцарии провел во вторник пресс-конференцию, посвященную ходу расследования фактов коррупции в Международной федерации футбола (ФИФА). В свете обвинения чиновников ФИФА в различных неблаговидных делах возникает вопрос о коррупции как явлении, борьба с которым, с одной стороны, становится все более актуальной, а с другой, все менее эффективной и даже карикатурной.

Президент России Владимир Путин
Путин: если кредит РФ для Украины – взятка, то взятка – и другие займы
К примеру, на днях президент Украины назвал предоставленный российский кредит ВЗЯТКОЙ (!?) и его слова — не просто оговорка, но еще одно проявление примитивной майданной демагогии, призванной перевести стрелку с подлинных взяточников на тех, кто призывает мошенников к соблюдению обязательств.

По сути, и на Западе, и на Востоке борьба с коррупцией давно стала демонстрационной, показной — за исключением тех случаев, когда она подменяется кампаниями против отдельных коррупционеров, к числу которых все больше относят тех, кто становится неугоден влиятельным "группам интересов".

На Украине коррупционеры Януковича были заменены откровенными ворами. Не лучше обстоит дело и в Китае, где число коррупционеров не уменьшается (и, напротив, растет) даже под страхом смертной казни. Я уже не говорю про страны Запада, где глобальные коррупционеры сплошь и рядом спасают свои капиталы посредством предъявления обвинений в коррупции своим менее влиятельным оппонентам.

Помимо украинского, китайского и американского существует еще и – в теории — "новорусский" метод искоренения коррупции (его в свое время предлагал первый мэр демократической Москвы Гавриил Попов) — установление специальным законом размеров "комиссионных" для чиновников от каждого принятого ими решения.

Как работают антикоррупционные механизмы в современной России?

Совершенно точно – не так, как на Украине, в Китае или на Западе.

Россия ищет особый путь борьбы с коррупцией

России не подходят все названные выше способы борьбы с коррупцией.

Владимир Путин. Архивное фото
Путин: Россия будет бороться с коррупцией современными методами
Граждане РФ в массе своей не поддерживают идею проведения революции даже под самыми хлесткими антикоррупционными лозунгами, ибо по опыту знают, что от подобных операций количество коррупционеров в стране только увеличивается.

По поводу китайского варианта антикоррупционных мер давно и недвусмысленно высказался президент России, заявив, что "вешать – не наш метод".

По поводу американского варианта могу сказать, что и у нас объем посадок неугодных чиновников и бизнесменов как бы в связи с коррупционными делами довольно высок. К примеру, по итогам назначения в каком-либо субъекте РФ нового главы нередко бывает так, что местные правоохранительные органы "вдруг" резко заводят уголовные дела – по 285-й статье (злоупотребление должностными полномочиями), а не по 290-й (получение взятки) — на мэров и прочих контролирующих какие-либо ресурсы местных чиновников, кто не хочет уходить со своего поста "по собственному желанию". Но и этот метод – от лукавого.

Российское руководство, похоже, видит, что импортные модели борьбы с коррупцией в России не годятся, и нужно придумывать что-то свое, эксклюзивное. Основанное на понимании, что главная причина мздоимства – не в имманентной предрасположенности человека воровать, вымогать и подкупать (в связи с чем единственным способом минимизации коррупции видится суровое наказание), но в несовершенстве национальной системы принятия решений.

Суровые наказания (вплоть до конфискаций имущества, пожизненных запретов для осужденных коррупционеров занимать какие-либо государственные и муниципальные должности и проч.), безусловно, нужны, но еще больше Россия нуждается в такой атмосфере, при которой распилы, откаты и взятки становятся не только опасными, но также невыгодными и реально позорными.

И здесь мало усилий одних только правоохранителей. Ибо проблема борьбы с коррупцией имеет не только правовые и этические, но еще больше — политические и идеологические аспекты. Невозможно противостоять коррупции в стране, где успехом считается размер состояния, а доблестью – способность сколотить состояние любой ценой.

Институциональный способ борьбы с коррупцией

Глава антикоррупционного комитета Госдумы Ирина Яровая. Архивное фото
Яровая: страны мира могут ориентироваться в борьбе с коррупцией на РФ
Есть все основания полагать, что в руководстве России сегодня всерьез озабочены проблемой коррупции, и хотя число выявленных взяточников и коррупционных схем пока невелико, а уровень выявленных мздоимцев невысок и избирателен, тенденция к наступлению государства на коррупционные схемы налицо. А посему власть в России сегодня нуждается не только в критике, но еще больше – в конструктивных подсказках.

Одна из таких подсказок прозвучала во вторник в Торгово-промышленной палате РФ, где состоялся круглый стол на тему "Формирование и развитие института цивилизованного лоббизма".

Симптоматично, что куратором данного мероприятия стал Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции (то есть проблема правового регулирования лоббизма рассматривается как одно из направлений антикоррупционной деятельности). И, по мнению одного из организаторов Круглого стола, президента Национального союза лоббистов Дмитрия Курганова, "цивилизованный, то есть легальный и регулируемый лоббизм – это важнейшее средство минимизации коррупции, позволяющее вывести на свет кулуарное взаимодействие загнанного сегодня в тень бизнеса с органами власти".

Словом, российские законодатели в борьбе с коррупцией (и диким лоббизмом как одним из ее источников) делают ставку на развитие соответствующих институтов и совершенствование правовой базы. В частности, в названном выше комитете Госдумы вновь заговорили о необходимости принятия Федерального закона "О правовом регулировании лоббистской деятельности в Российской Федерации" — в рамках утвержденного президентом Национального плана борьбы с коррупцией.

Институционально-правовой подход к решению проблемы коррупции страхует общество от "мусорных" способов борьбы общественности с подозреваемыми в коррупции чиновниками (как это происходит на Украине) и, одновременно закладывает основу защиты российских компаний от, к примеру, американского разбойного правосудия, которое, как полагают некоторые эксперты, уже готовит наступление на российские и пророссийские бизнесы под предлогом борьбы якобы против коррупционных схем.

Конференция Общероссийского народного фронта Форум действий. Архивное фото
Общероссийский народный фронт анонсирует II Форум действий
Замечу, что ФИФА подзаконно только швейцарским властям, поскольку и штаб-квартира ФИФА находится в Швейцарии, и налоги эта организация платит там же. Но при продемонстрированном правоохранителям США сверхвольном обращении с коррупционной темой сегодня те или иные западные структуры, в принципе, могут придумать тысячу и одно основание для ареста сотрудников любой международной организации со штаб-квартирой, например, в Москве. И противостоять такому положению дел можно, увы, лишь развивая соответствующие правовые институты и процедуры.

Национальное антикоррупционное законодательство должно, с одной стороны, ограждать власть от покушений на ее честь со стороны бизнеса, с другой — защищать бизнес и общество от всякой – своей или внешней — власти, которая любые действия гражданских или коммерческих структур может развернуть (как мы видим по ситуации с ФИФА) в нужную ей сторону.

Полагаю, что правовая база антикоррупционных действий должна быть направлена не только на обеспечение выявления коррупционных схем и оперативное наказание коррупционеров. Гигантский антикоррупционный потенциал скрывается в работе с мотивациями субъектов частно-государственного партнерства: в создании системы предпочтений открытого лоббирования тех или иных интересов теневому, а форм и способов общественного контроля – административному надзору.

Не случайно антикоррупционные расследования Общероссийского Народного фронта сегодня оказываются куда более эффективными (свидетельством чего стал, к примеру, арест бывшего губернатора Сахалина), чем действия отдельных правоохранительных органов.

Но обществу нужны и другие дееспособные антикоррупционные институты.

Уверен: государству проще поддерживать в каждом регионе народные фронты, независимые профсоюзы и общественные антикоррупционные комитеты, чем приближать своим бездействием антикоррупционные майданы.

Период "первоначального накопления капитала" в России закончился. И сегодня наша страна нуждается в новых, открытых и справедливых правилах организации жизни, исключающих как коррупцию, так и фальшивую борьбу с ней.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала