Рейтинг@Mail.ru
Сергей Мокрицкий: это фильм про Севастополь, мистическую территорию - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Мокрицкий: это фильм про Севастополь, мистическую территорию

Читать ria.ru в
Дзен
Фильм "Битва за Севастополь" 9 мая покажут на телеэкране, хотя он совсем недавно вышел в кинопрокат. О непростой работе над фильмом - а это был совместный российско-украинский проект - в интервью РИА Новости рассказывает режиссер Сергей Мокрицкий.

На Украине и в России одновременно на экраны вышел один и тот же фильм с разными названиями — "Незламна" (укр. — "несломленная") на Украине и "Битва за Севастополь" в России. Это один из немногих совместных российско-украинских проектов в области культуры за последние несколько лет. Как родилась идея фильма и над чем его режиссер Сергей Мокрицкий работает сейчас, он рассказал корреспонденту РИА Новости Захару Виноградову.

— Сергей, когда мы договаривались с вами о встрече по телефону, вы сказали, что в этот момент жарите рыбу в Севастополе. Вы часто жарите рыбу на берегу Черного моря?

— Да, конечно. Я там первый раз появился в 80-м году, когда проходил стажировку на военном корабле "Красный Кавказ". С тех пор стараюсь там чаще бывать. Хотя я и моя семья живем в Москве, но в Севастополе у нас тоже есть квартира, мы любим это место, и я люблю ловить там рыбу. В тот раз был хороший клев, пошел окунь, и его надо было ловить и жарить.
Севастополь — это не моя родина, но это мое место. Это место странное, мистическое, место, которое мало кто знает, мало кто знает недавнюю историю этих мест.

По сути, наш фильм впервые затрагивает тему страшных дней конца июня-начала июля 1942-го года, когда там были оставлены бойцы советской армии, местные жители, дети — около 80 тысяч человек. А начальство в количестве 2700 человек — это цифры приблизительные, поскольку документов не сохранилось — они улетели. Улетели, бросив на произвол судьбы этих людей — гражданских, военных, всех, одним словом.

Это была страшная трагедия, о которой мы рассказываем в нашем фильме. Это и есть то новое, что мы говорим об истории нашей великой войны. Но это и история о мужестве защитников. Это — главное в фильме.

Вообще, в Севастополе очень много традиций, в Севастополе живут люди очень честные, которые в силу вот этой истории, относятся к войне очень по-особому, мне это очень нравится, потому что это часть нашей великой истории. Поэтому Севастополь — это хорошее место.

— Что значит "по-особому" в Севастополе относятся к войне?

— Они не лукавят, они не торгуют этой памятью, они ей не изменяют.

— Вы сказали, что это место мистическое. А в чем мистика?

— Ну, мистика в том, что это место, священное для православных, там фактически начиналась жизнь нашей цивилизации, там переплелось очень много исторических слоев и судеб человеческих. Это место очень плодотворно для кинематографиста.

— Подскажите, почему именно Великая Отечественная война и почему именно Севастополь стали темой вашего фильма? Мало ли в России и на Украине мистических мест?

— Эта идея не моя. Она родилась два года назад. А вообще идея создать совместный российско-украинский продукт принадлежит бывшему министру кинематографии Украины Екатерине Копыловой. Просто продюсер с российской стороны Наталья Мокрицкая, моя жена, принесла сценарий фильма и сказала: "по-моему, твой материал". Она знает, что я люблю патриотическое кино, что с детства я люблю кино про войну. Она знала меня, мы уже вместе 25 лет, а мне понравился этот сценарий. Так и началось.

То есть, это не мой какой-то выношенный, личностный сценарий. Эта история мне свалилась с неба. А потом, когда мы начали делать фильм, началось то, что началось на Украине, Копылова попала под люстрацию. Но надо было заканчивать кино, и мы его закончили, потому что останавливаться было нельзя. Конечно, исходя из ситуации, мы шли на какие-то компромиссы, но они не были фатальными — работа была закончена.

И еще хочу отметить, что снять фильм именно о женщине-снайпере Павличенко предложил продюсер с украинской стороны Егор Олесов. Уникальность этого фильма в том, что мы сделали фильм о севастопольской трагедии, то есть исторический фильм. Но вот что интересно: на Украине считают, что Украина находится в состоянии войны с Россией. В России так же неоднозначное отношение к Украине, скорее, как к противнику… А чудо в том, что и на Украине и в России фильм приняли. А ведь это один и тот же фильм. Правда, в России он называется "Битва за Севастополь", а на Украине — "Незламна, и еще дублирован на украинский язык. Но сам фильм, тело, его монтаж, его звуковое оформление одно и то же. Это значит для меня очень много, это значит, что мы — все равно единый народ, мы люди одних, общих эстетических, культурных кодов. И я надеюсь, что, возможно, еще при моей жизни историческая кривая повернется куда-то обратно, что добрососедские отношения между нашими странами восстановятся. Я одну половину жизни прожил на Украине, вторую — в России, и я понимаю, что нами играют, это конфликт — не народов, это конфликт кого-то другого. История покажет — кого, пока об этом нет информации. Но наш фильм показывает, что мы можем даже в период войны, как сейчас, вместе плодотворно работать.

— Почему же на Украине фильм идет с другим названием и в украинском дубляже, а не с оригинальной звуковой дорожкой и титрами на украинском?

— Потому что Украина борется за независимость. И после того, как Крым стал частью России, название "Битва за Севастополь" для украинского уха воспринимается не совсем политически корректно. А мы как раз не хотели бы призывать народ к новой битве. Мы хотели рассказать о той, истинной битве, которая уже произошла. И название фильма взято было не с потолка, мы долго думали — как назвать, и многие даже говорят, что название "Незламна" более правильное для картины, чем название "Битва за Севастополь". Но еще раз повторю: самое главное — что это один и тот же фильм.

— Почему героиней фильма стала девушка-снайпер?

— Это реальный человек, Людмила Михайловна Павличенко, которая воевала в Севастополе, а потом написала книгу "Героическая быль". В сценарии многое взято из этой книги. Там, в Севастополе, где она была с ноября по июль, то есть чуть больше чем полгода, она стала рекордсменом среди снайперов, за что была награждена званием Героя Советского Союза.

Но эта рана, — Битва за Севастополь, — осталась с ней на всю жизнь, это были самые страшные в ее жизни дни. "Битва за Севастополь" — это битва не за город Севастополь, а за себя, битва за родину, битва за свои идеалы, битва со своим страхом, битва со своей совестью.

Когда она поняла, что уже убивать нельзя, а родину надо защищать, она становится почти дипломатом. Вот эту битву за Севастополь она вела и в Америке, когда участвовала в работе советской делегации, которая пыталась подтолкнуть США к открытию второго фронта. В конечном итоге, у каждого из нас — свой Севастополь, за который мы должны биться.

— Сергей, ваши родственники имели какое-то отношение к Великой Отечественной войне?

— Конечно. Более того, я горжусь тем, что назван в честь своего дяди — тоже Сергея, фамилия другая — Ткачук, который погиб в 1945-ом. Мне с детства говорили, что он был очень умный, хороший парень, родственники ждали его с войны, но он погиб. Как я потом выяснил, он был героем войны, в том самом прямом смысле этого слова. У него были награды, он совершал подвиги, и я очень горд, что ношу его имя.

— Над чем вы работаете сейчас, что собираетесь снимать?

— Над фильмом с рабочим названием "Учитель". В нем рассказывается о периоде оккупации немцами одного из провинциальных городов СССР. Мы взяли юг России. Мы не называем точное место, но это будет южный, красивый город.

Сценарий был написан о Белоруссии. Но после фильма Шепитько "Восхождение" снимать Белоруссию рука не поднимается. Наш фильм о том, как маленький человек, который просто хотел тихо пересидеть войну, чтобы она прошла где-то там, вне его, перекатилась через него, но она его захватывает своей силой и заставляет в ней участвовать, заставляет стать героем, в конце концов, стать им ценой собственной жизни.

Вот об этом наше новое кино — о маленьком человеке, который стал большим.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала