ЛОНДОН, 7 мая — РИА Новости, Ирина Чумакова. России не стоит ожидать каких-либо серьезных изменений во внешней политике Великобритании после выборов, кто бы на них ни победил, а отмена санкций произойдет лишь в долгосрочной перспективе, но не в ближайшее время, считают опрошенные РИА Новости британские эксперты.
Британские всеобщие выборы, которые пройдут в четверг — самые непредсказуемые за многие годы. Основные соперники, лидеры консерваторов Дэвид Кэмерон и лейбористов Эд Милибанд, по опросам общественного мнения набирают практически одинаковое количество голосов, не позволяющее создать правительство большинства. Таким образом, вероятно образование коалиционного правительства, состав которой и будет основной интригой следующего месяца.
В неофициальных беседах некоторые политологи, не берясь предсказывать будущее британского внешнеполитического курса, говорят о том, что многое будет зависеть о того, кто займет место главы МИД.
Ни одного различия по России
"Разница между двумя основными партиями (консерваторами и лейбористами) в вопросе политике по отношению к России невелика", — заявил РИА Новости эксперт Chatham House Джеймс Никси, тут же оговорившись, что эта разница практически незаметна. "В Великобритании лидер Партии независимости (UKIP) Найджел Фарадж обожает Владимира Путина, но он не будет у власти. Но что касается различий между основными партиями, простой ответ — нет ни одного", — сказал он.
Mежду консерваторами и лейбористами "есть множество отличий, но в том, что касается России, Кэмерон и Милибанд думают в одном направлении", считает эксперт.
"Поэтому, если вы думаете, за кого голосовать, как, например, я, и думаете о России, это очень трудный выбор, поскольку они оба имеют четкую, прочную позицию", — сказал Никси.
Консерваторы более жесткие
"Если лейбористы будут формировать следующее правительство, маловероятно, что будет изменение политики по отношению к России. Руководство партии поддержало позицию по России возглавляемого консерваторами (нынешнего) коалиционного правительства, а также экономические антироссийские санкции ЕС. Кроме того, руководство Лейбористской партии поддерживает особые отношения Британии с США", — сказал собеседник агентства.
Он напомнил, что лидер лейбористов Эд Милибанд входит в состав Американской всепарламентской группы британского парламента, как и лидер консерваторов премьер-министр Дэвид Кэмерон.
"И если консерваторы останутся у власти, очень небольшой шанс, что будет изменение курса в отношении России", — сказал Пападопулос и напомнил, что именно Великобритания была движущей силой в принятии ЕС этих санкций.
Что будет с санкциями
На вопрос о том, можно ли, тем не менее, ожидать ослабления санкций, Никси сказал: "Я думаю, что это возможно. В конечном итоге — да".
"В долгосрочной перспективе, конечно, что должно произойти — так или иначе потребуется определенная форма примирения, которая будет означать, что либо давление на Россию столь велико, что она ослабит свою позицию, либо давление на ЕС слишком сильно и лоббирование российских интересов настолько эффективно, что ЕС ослабит свои позиции, я пока не знаю", — сказал эксперт Chatham House.
Так или иначе, по его словам, "в долгосрочной перспективе определенно потребуется снижение степени враждебности и напряженности, потому что это естественно". "Но в краткосрочной перспективе не предвидится ослабления позиции ни от одной из сторон", — считает Никси.
"Ключевой вопрос в том, до какой степени Россия продержится. Потому что сочетание таких факторов, как цена на нефть, недостаток инфраструктурных реформ и санкции, оказывает давление на Россию, которое она может выдержать в течение двух лет, что еще и не факт. Но после этого Россия не сможет больше оплачивать свои приоритеты", — полагает он.
"Ситуация не может оставаться той же. То есть, через два года мы увидим другую картину", — сказал Никси.
Явного фаворита среди основных соперников — консерваторов и лейбористов — перед выборами так и не выявилось, большинство опросов общественного мнения показывают, что лидеры набирают примерно одинаковое количество процентов, хотя по некоторым данным тори немного, но опережают политических конкурентов.
Данные YouGov показывают, что две основные партии набирают по 34%, евроскептическая Партия независимости Великобритании (UKIP) — 12%. Такие же цифры для консерваторов и лейбористов приводит Populus, давая UKIP 13%. Согласно опросу ComRes, консерваторы набирают 35%, лейбористы — 32%, Партия независимости — 14%. Опрос Survation единственный дает лейбористам преимущество — 34%, консерваторам — 33%, а UKIP — 16%. Телеканал Sky News свел данные всех опросов и подсчитал, что у консерваторов получается 34%, у лейбористов — 33%.
Такой перевес в 1% — 3% в пользу то одной, то другой партии наблюдался на протяжении всей избирательной кампании, но ни одной не удалось в преддверии выборов преодолеть эту тенденцию и совершить прорыв.