НОРИДЖ (Великобритания), 18 апр — РИА Новости, Мария Табак. Санкт-петербургский Государственный Эрмитаж совместно со своими британскими партнерами в субботу представит в английском городе Норидж масштабную выставку "Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого".
Выставка, посвященная знаменитому ирландскому художнику-экспрессионисту и проводимая при поддержке аукционного дома Christie's, откроется в Центре изобразительных искусств Сейнсбери университета Восточной Англии в городе Норидж. Основатели Центра — Роберт и Лиза Сейнсбери — были одними из первых покровителей Бэкона. Тринадцать работ художника из их коллекции составили основу выставки, также экспонаты предоставили несколько крупнейших частных и музейных собраний Великобритании и Ирландии. Произведения "мастеров" и археологические экспонаты привезены из Санкт-Петербурга.
Выставка продлится до 26 июля. Ее "приезду" в Норидж предшествовал показ в Эрмитаже в декабре, приуроченный к празднованию 250-летия российского музея.
"В Петербурге она имела громадный успех, выставка сама по себе красивая, интересная, отражает принципы работы Эрмитажа с мировым искусством. Здесь много разных достаточно неожиданных вещей интеллектуального порядка. Думаю, будет интерес и там, и тут одинаково большой, здесь его точно можно будет измерить, потому что на выставку люди будут приезжать специально. В Лондоне я уже два дня провел, все с интересом настроены, все приедут", — сказал в интервью РИА Новости директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Он убежден, что, несмотря на то, что до университета Восточной Англии из центра Нориджа дорога занимает двадцать минут на машине, а из Лондона — более двух часов, отбоя от посетителей у музея Сейнсбери не будет.
"Я думаю, что люди будут специально приезжать, уж было много интересных статей о выставке, а это привлекает внимание. Думаю, будет успех большой. Насколько я знаю, тут уже обсуждают, как с очередями разбираться. И студенты местные все придут, выставка очень красивая, заставляет думать. Я считаю, что студенты вообще думают, а эта выставка заставляет задаваться вопросами, почему так, почему эдак, почему все связано", — убежден Пиотровский.
В свою очередь, директор центра Сейнсберис профессор Пол Гринхэлш в беседе с журналистами на пресс-показе выставки отметил, что для музея сотрудничество с Эрмитажем — большая честь и большая удача.
"Это невероятная честь для нас, и не только потому что мы участвуем в проекте такого высокого уровня, но и потому, что эта выставка знаменует собой продолжение научного сотрудничества с Эрмитажем. Мы университетский музей, и главная идея центра Сейнсбери — чтобы люди приходили сюда, могли одновременно изучать искусство и наслаждаться им", — сказал Гринхэлш журналистам на пресс-показе выставки.
"И неважно, любите вы Бэкона или нет, тут вы увидите невероятные экспонаты из коллекции Эрмитажа, на любой вкус", — добавил он.
От древних скульптур до Пикассо
В произведениях Фрэнсиса Бэкона — одного из самых дорогих, загадочных и мрачных современных художников — можно наблюдать взаимопроникновение множества культурных эпох и влияний. Этому тезису есть конкретное доказательство, и это доказательство открывает выставку. Увеличенные фотографии из мастерской Бэкона буквально "кричат" о разнообразии интересов художника: сотни книг по искусству, архитектуре, кино, научные трактаты, художественные альбомы, краски, палитры, незаконченные полотна, репродукции, вырезки из газет, вырванные книжные страницы формируют груды такой высоты, что не совсем ясно, каким образом Бэкону удавалось среди всего этого передвигаться.
"Бэкон был революционером во многих отношениях, но он знал, что каждый современный художник должен изучать искусство прошлого. Выставки "Бэкон и Веласкес", "Бэкон и Рембрандт", конечно, проводились и раньше, но исследований такого масштаба, как эта выставка, раньше не было", — рассказал главный куратор выставки Тьерри Морель, предыдущим проектом которого была нашумевшая выставка картин из коллекции первого премьер-министра Великобритании "Возвращение в Хатон", также проводившаяся совместно с Эрмитажем.
Выставка "Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого" поделена по тематическому принципу: "Бэкон и археология", "Бэкон и Веласкес", "Бэкон и Рембрандт", "Бэкон и Ван Гог", "Бэкон и художники 20 века". Отдельная тема — сюжет распятия в творчестве Бэкона, который, будучи гомосексуалистом, выросшим в протестантской семье в католической Ирландии, имел достаточно сложные отношения с религией.
Бэкон — мастер, в первую очередь, портрета, и создавая свои работы, он вел непрерывный диалог с предшественниками. Он был так впечатлен картиной Диего Веласкеса "Портрет Папы Иннокентия X", что написал несколько работ с изображением Пап, причем некоторые — в той же палитре, что и у Веласкеса. В знаменитой картине "Голова кричащего Папы" Бэкона чувствуется не только Веласкес, выражение лица героя напоминает кадр из фильма "Броненосец "Потемкин"" Сергея Эйзенштейна, отмечают кураторы выставки. И это, по их мнению, хороший пример синтеза различных эпох, культур, влияний и заимствований у Бэкона.
Влияние одного из величайших портретистов в истории искусства — Рембрандта — также проявляется в нескольких произведениях Бэкона, и не только черным фоном и "светом изнутри", но и стремлением художника изображать не столько конкретных людей, сколько человеческие архетипы.
Обнаженное человеческое тело, в первую очередь, мужское — одна из основных тем работ Бэкона, и в этом отношении его "учителями" были знаменитые скульпторы — от Микеланджело до Родена.
Особую роль в биографии Бэкона сыграл Пабло Пикассо: Бэкон рассказывал, что решил стать художником после того, как в 1927 году побывал на выставке Пикассо. Произведения Пикассо, Анри Матисса, Поля Сезанна, Хаима Сутина также привезены из Санкт-Петербурга.