МОСКВА, 15 апр — РИА Новости. Законопроект, согласно которому президент США Барак Обама должен согласовать с конгрессом окончательные условия сделки с Ираном по его ядерной программе до снятия санкций, лишь усложнит и затянет весь процесс согласования, считают российские эксперты, опрошенные в среду РИА Новости.
Комитет по иностранным делам сената США во вторник одобрил данный законопроект. В его поддержку высказались все его 19 членов — как республиканцы, так и демократы. Согласно документу, конгресс сможет изучать текст сделки с Ираном после ее заключения в течение 30 дней. Еще 12 дней президенту США отводится для наложения возможного вето на решения законодателей. После этого, согласно документу, у конгресса будет еще десять дней для того, чтобы преодолеть вето главы государства. Пока происходят эти согласования, США не будут снимать с Ирана никакие ранее наложенные санкции, следует из законопроекта.
Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин полагает, что законопроект, позволяющий конгрессу США оценивать окончательную договоренность по иранской ядерной проблеме, лишь усложняет процесс снятия санкций с Ирана.
"Он (законопроект), безусловно, усложняет юридический процесс снятия санкций и, как мне кажется, вводит дополнительные препятствия на этом пути для США, в первую очередь", — сказал РИА Новости Сажин.
Эксперт отметил, что "шестеркой" международных посредников и Ирана в Лозанне было оговорено, что сразу после заключения окончательного соглашения 30 июня Совет безопасности ООН должен принять резолюцию, которая предоставляет гарантии для процесса снятия санкций с Ирана.
"Если такая резолюция будет принята, вполне вероятно, что она будет принята, для конгресса США будет сложно нарушать международный договор. Хотя, безусловно, такая постановка вопроса (в законопроекте) держит в напряжении администрацию Барака Обамы", — считает Сажин.
При этом он выразил надежду, что вопрос по алгоритму снятия санкций с Ирана будет решен до 30 июня, когда ожидается принятие окончательного документа по ИЯП.
По мнению руководителя Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александра Шумилина, нет сомнений, что сенат примет этот законопроект. Однако то, как распределятся голоса при изучении самого итогового соглашения Ирана и "шестерки", эксперт оценил как "пятьдесят на пятьдесят" и сравнил это с перетягиванием каната.
"Вопрос ставится принципиально и долгосрочно, чтобы не было скандалов, которые обещали 47 сенаторов, написавших письмо аятолле, мол, вы, конечно, полагайтесь на Обаму, но мы потом это дело раскрутим в обратную сторону", — считает Шумилин.
Ранее группа из 47 сенаторов-республиканцев направила письмо руководству Ирана, в котором, в частности, выражались сомнения о том, что договоренности об атомной проблеме Тегерана с действующей администрацией США сохранятся и после избрания нового президента.
"Чтобы вот этого не произошло, поскольку это не красит конгресс и американскую политическую систему в целом, безусловно, подрывая статус президента, то принято такое компромиссное решение, с которым, кстати, согласился Обама, что Америка должна сохранять лицо, престиж, и это решение об одобрении или неодобрении — пятьдесят на пятьдесят — достигнутых соглашений должно быть принято скоординированно обеими ветвями власти, и тогда оно будет работать", — сказал собеседник агентства.
Таким образом, по словам эксперта, принятие судьбоносного для региона и мира соглашения будет напоминать перетягивание каната.
"Если рассматривать с точки зрения перетягивания каната, то это одновременно ответ на выпад на рахбара (высшего руководителя) и президента Ирана, которые заявили, что санкции должны быть отменены чуть ли не в день подписания соглашения. Иран потянул на себя, конгресс — на себя и на Америку в целом, и Обама с этим согласился. Если добавить дополнительные факторы — а именно решение (президента РФ Владимира) Путина о поставках С-300 в Иран, это еще больше усугубляет ситуацию и напрягает американскую сторону и всех тех, кто рядом с ними — Израиль, Саудия, все арабские монархии. В результате вопрос об одобрении становится проблематичным", — считает Шумилин.