Стратегическое партнерство России и Китая носит комплексный характер, уверен руководитель отдела международной политики Института мировой экономики и политики Академии общественных наук Китая доктор Сю Чжин.
- Считают ли в Китае украинский кризис региональной проблемой или же угрозой стабильности во всем мире?
— Пока что проблема носит локальный характер. Однако, если сторонам не удастся найти политического решения, кризис, возможно, вовлечет в свою орбиту несколько великих держав. И ситуация станет вопросом международной стабильности. В случае эскалации конфликта России придется противостоять США и, возможно, ЕС. Что станет трагедией политики силы.
- Какие регионы мира Китай считает наиболее важными?
— Это – Восточная Азия, включая как север, так и юг региона. Именно здесь сосредоточены основные внешнеполитические интересы нашей страны, это регион, включающий в себя практически все спорные территории. Наиболее важным партнером для Китая является Россия, хорошие отношения между нашими странами гарантируют нам надежный стратегический тыл.
- Каковы важнейшие угрозы безопасности Китая?
— Главная – это смещение интересов Америки в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также проявления сепаратизма, иногда – вкупе с терроризмом. Россия и Китай могут сотрудничать в решении целого ряда проблем, таких как терроризм в Центральной Азии или стремление Японии нарушить основополагающие международные принципы, установленные после Второй мировой войны.
Что касается Афганистана, то я не вижу простого решения ситуации. Если правительство страны не сможет продемонстрировать свою эффективность, честность и силу, любая помощь извне окажется бесполезной. Бог помогает тем, кто сам себе помогает.
- Как вы сегодня воспринимаете Россию?
— Россия – важный игрок в системе мировых взаимоотношений. Мы, в Китае, считаем, что сегодняшний мир состоит из одной сверхдержавы и ряда великих держав. Россия – одна из них. Стратегическое партнерство России и Китая носит комплексный характер, нефть и газ – лишь одна из составных частей. Наши страны сотрудничают в политической, военной, экономической, культурной и других сферах и уже многого достигли. Председатель Си Цзиньпин назвал стратегическое партнерство России и Китая образцом отношений между крупными государствами.
- Ряд экспертов утверждает, что Китай входит в полосу экономической нестабильности. Согласны ли вы с этим?
— Я не экономист, поэтому профессионального мнения на этот счет у меня нет. Считаю, сегодня китайская экономика входит в новое и нормальное состояние. Высокие темпы развития – 8% и выше — остались в прошлом, и в будущем мы их не достигнем. Китай станет уделять больше внимания совершенствованию своей экономической структуры при сохранении средних темпов роста. Конечно, наша экономика сталкивается с проблемами, но говорить об экономической нестабильности никаких оснований нет. Я – оптимист. В предстоящие десять лет Китай значительно сократит свое отставание от США.