Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Ежегодный логистический кошмар — возвращение нескольких сотен миллионов китайцев из родных мест, куда они едут на свой Новый год — закончен. Вернувшиеся на этой неделе в офисы после традиционных новогодних каникул чиновники приступили к работе и начали выдавать статистику за прошлый год. Есть привычные цифры — про ВВП и прочее, есть непривычные. Например: Китай в 2014-м четвертый год подряд выходит на первое место в мире по части патентов на изобретения.
Почти миллион китайцев изобрел что-то полезное
Но при любых оговорках 928 000 зарегистрированных за год изобретений — это много, и это действительно превосходит любые другие страны мира. В Китае существует ведомство по интеллектуальной собственности, по его оценке, 663 000 изобретений ценны и имеют реальную рыночную стоимость.
И, что важнее, 485 000 из них поданы предприятиями, а потом уже идут исследовательские центры, академии и частные лица. Только одно из предприятий, мировой лидер телекоммуникаций (по обороту), подало 2 409 заявок.
Работа с инновациями — тоже отрасль экономики. Вот и в Китае вокруг всяческих изобретений разрастается сеть фирм, занятых защитой интеллектуальной собственности. В том числе фирм международных. И эти фирмы вносят свой вклад в ВВП.
Получается вот что: китайское производство и прочая экономика, которых когда-то обвиняли в излишней любви к копированию чужого, сегодня генерируют поток инноваций. Можно ли считать, что наметившаяся еще в 90-е годы тенденция на превращение КНР в мирового лидера инноваций полностью подтвердилась? Сложный вопрос. Есть множество показателей, такие, как объемы продаж товаров с инновационным компонентом (а это — долгий процесс, когда окупается изобретенное в прошлых десятилетиях). Есть и прочие критерии.
Но в любом случае давно пора расстаться с иллюзией, что нечто новое изобретается лишь в Силиконовой долине в Калифорнии, а потом собирается (или копируется) где-то в Азии. Это прошлый век. А в нынешнем, если говорить об "инновационном партнерстве" России с кем-то за ее пределами, то первым делом в голову должна приходить мысль о Китае и его соседях.
Кто владеет интернетом?
Информатика и интернет сегодня — ключевое поле для инноваций. И что бы вы думали, тут тоже есть новые цифры за 2014-й год.
А именно, в Год лошади число пользователей интернета в Китае достигло 649 миллионов человек, это чуть более чем вдвое превышает население США. А число китайских сайтов — более 4 миллионов. Вдобавок в 10 крупнейших интернет-компаний мира входят 4 китайских.
Более того, глава администрации киберпространства КНР (ведомство, приравненное к министерству) Лу Вэй считает, что интернет-экономика стала главной движущей силой экономического роста страны. С учетом традиционно осторожного отношения китайцев к словам это серьезное заявление. Подкрепляется оно множеством фактов; например, интернет-торговля в стране за год превысила 13 триллионов юаней (то есть примерно 2 миллиарда долларов).
Хозяином интернета Китай себя не считает, но уже осознал себя первой в мире интернет-державой хотя бы по упомянутым цифрам. Поэтому основания диктовать правила в киберпространстве, или участвовать в выработке таковых, у Китая есть.
Для этого в стране существует несколько ведомств и советов, один из которых возглавляется главой государства Си Цзиньпином. А вот и правила, в китайском варианте. Си предлагает (это цитата из его приветствия Всемирной конференции по интернету в прошлом году): углублять международное сотрудничество, уважать суверенитет друг друга в интернете, поддерживать кибербезопасность и вместе строить киберпространство мира, безопасности, открытости и сотрудничества, создавать международную систему управления интернетом, основанную на многосторонности, демократии и прозрачности.
С учетом того факта, что один хороший хакер может обрушить энергоснабжение большого города в США (с человеческими жертвами), и один идеологический провокатор способен привлечь через Сеть несколько десятков бойцов в экстремистское Исламское государство в Сирии и Ираке, китайские правила выглядят как минимум достойными внимания. Хотя они и не нравятся движению интернет-пиратов или кому-то в США.
Другое дело, как эти правила поддерживать физически. Но с учетом того, что почти миллион китайцев за год что-то изобретает, невозможным это не кажется.