МОСКВА, 20 фев — РИА Новости. Помимо повышения доступности наркотических обезболивающих в России необходимо налаживать систему психологической помощи онкобольным, заявил РИА Новости врач-психиатр, психолог Юрий Вяльба.
Проблемы с выдачей наркотических обезболивающих онкологическим больным в России в последнее время вызвали широкий резонанс. В феврале прошлого года стало известно о самоубийстве контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, который страдал от рака и вовремя не получал необходимых обезболивающих. В марте 2014 года в Москве восемь онкобольных покончили с собой. После этих случаев был принят ряд мер, упрощающих использование наркотических средств в медицинских целях.
Однако, по данным ряда СМИ, с начала февраля в Москве произошло уже девять случаев самоубийств из-за онкологических заболеваний, в частности, прямо в здании сельхозакадемии имени Тимирязева покончил с собой профессор этого вуза.
"Существует специальная программа психологической помощи людям, которые имеют онкологические заболевания. Эти программы есть, во всем мире они используются. К сожалению, у нас в этом плане практически ничего не делается, у нас оказывается медицинская помощь, в лучшем случае лекарственная, онкологическая, а психологической помощью практически никто не занимается", — заявил Вяльба.
По его словам, психологические службы являются обязательным условием помощи онкологическим больным и должны работать в онкодиспансерах и при больницах.
Эксперт отметил, что суицид можно предотвратить, если помочь человеку иначе посмотреть на проблему.
"Один человек, услышав негативную новость, может решить бежать от этой проблемы, в том числе и через самоубийство, другой человек воспримет страдания, как некий вызов, через который он должен пройти — все зависит от психологического настроя. Вот эти задачи и должны помогать решать психологи", — сказал Вяльба.
По мнению президента Противоракового общества России Давида Заридзе, получение обезболивания действительно остается проблемой для онкобольных, однако в этой сфере происходят постепенные изменения.
"Это правда, что получить в Москве, а тем более за пределами Москвы противоболевое лекарство очень трудно. Это связано с огромным количеством подписей, бюрократией с хождением из одного кабинета в другой — это факт, но органы здравоохранения начали сокращать бюрократическую машину", — заявил эксперт.
Представитель Минздрава Олег Салагай заявил РИА Новости, что ведомство непрерывно работает над повышением доступности обезболивающих. "Доступность наркотических анальгетиков для онкобольных постоянно растет, органы государственной власти тесно сотрудничают с общественными организациями", — сказал он.
По словам чиновника, за последние два года допустимые нормы запасов наркотических анальгетиков увеличены для аптек на селе и в труднодоступных районах до трех месяцев, разрешена выписка рецептов на наркотические анальгетики единолично терапевтом без привлечения онколога, что существенно сокращает очередь.
Салагай напомнил, что с 5 до 15 дней увеличен срок действия выданного рецепта, запрещено требовать возврата упаковки ранее выданных лекарств. "Среди последних мер — облегчение требований к охране наркотических анальгетиков при их транспортировке. Нормы выдачи пациенту наркотических анальгетиков были увеличены, вводится упрощенный отпуск лекарств для тех, кто получает их повторно", — напомнил он.
Также, по словам чиновника, до сведения регионов доведены методические рекомендации по лечению хронической боли у пациентов с онкологическими заболеваниями.