Игорь Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований, для МИА "Россия сегодня"
Апология статистики
Помним про наше обещание разобраться со статистикой по медийно-историческим пристрастиям СМИ Украины. Вопрос очень интересный и очень простой.
Жил в начале ХХ века известнейший английский историк и писатель Хилэр Беллок. Он дружил с Бернардом Шоу и соревновался с ним по части веселого остроумия. Как-то выдал такой перл: "Пока нас не постигло проклятие статистики, человечество жило счастливой невинной жизнью, исполненной радости, и было довольно неплохо информировано".
Так и мы, жили себе в печальной уверенности, что украинские националисты насилуют историю, выдавая различные фейки про то, что Иерусалим — казацкий курень. Или про то, что Ричард Львиное Сердце папой имел посла с Украины. Но медиастатистика со всей очевидностью демонстрирует факт: мозги из украинской версии музы истории выносят главным образом политики, состоящие на жаловании у американцев. А историки — это куклы-рукавички на их пальцах.
Судите сами. Есть данные за 2011 год, когда у власти еще находился Ющенко. За этот год в СМИ, которые активно формируют общественное мнение, было зарегистрировано около 80 статей на тему "Споры об историческом прошлом России". Это больше, чем за все последующие годы вместе взятые. Индекс агрессивности при этом составлял 1,7. Достаточно много негатива.
Когда началась легислатура Януковича, тема в прессе совершенно увяла, так, отдельные выбросы. ИА при этом в 2012 г. оказался примерно на уровне прошлого года, но в 2013 уже упал до 0,82. В прошлом году, когда весь мир кипел и варился в украинской теме, "историческое стимулирование Майдана" полностью отсутствовало. Националисты себя в прошлом уже не искали. Идеологически они были полностью отмобилизованы.
Здесь важно понять то, что украинские адепты незалежности еще во времена позднего СССР полностью контролировались теми, кого у нас называют бандеровцами. На самом деле это был бренд некоей группы украинских эмигрантов, корни которой действительно питались воспоминаниями о безнадежной попытке украинских националистов создать какое-то свое, особое, выдуманное Грушевским и Петлюрой государство. В лихие годы перекройки границ после Первой мировой войны и строительства "санитарных кордонов" из стран распавшихся империй такие государства с помощью стран Антанты удалось построить Польше, странам Прибалтики, Финляндии, Австрии, Чехословакии, Венгрии — да мало ли кому.
Украина же (кстати, как например, и Грузия) объективно таких шансов совершенно не имела. Там национальные силы предложили более интересный и перспективный проект — конфедерацию, а потом и федерацию с Россией. Уже после Второй мировой войны "бандеровцы", имевшие весьма плохую репутацию даже у немцев, не говоря уже о поляках и евреях, несложным образом интегрировались в американскую систему "сдерживания коммунизма" и "борьбы с империей зла", т.е. полностью оказались на содержании американской разведки. Там, в США, и гнили, пока не пробил их час.
Боязно даже вспоминать о той активности, которую "американские украинцы" (например, первая леди Украины Кэтрин-Клер Ющенко) развили по сносу исторически успешного для Украины проекта "москальско-большевистской оккупации". Укажем только на два действа. Первое — уничтожение памятников Ленину, что в современных деидеологизированных условиях европейской толерантности можно приравнять к уничтожению талибами статуй Будды (между прочим, Лениниана как совокупность скульптурных произведений высокого качества — признанное явление мировой истории и культуры). Второе — "голодомор", который в пропагандистском отношении является, по существу, позорным и примитивным плагиатом Холокоста. Тем не менее, полный провал нового национального проекта прикрыли надеждами на европейскую халяву, что имело успех у нового украинского национального обывателя как психологическая компенсация за недобор по части 200 сортов колбасы.
Но исторические соки бродят в перерождающейся украинской нации. Вот пришло сообщение о проектах переодеть армию Украины в новую форму. Форма симпатичная, хотя и дорогая. Наблюдатели заметили, что элементом формы является "полевое кепи" Бундесвера (и гитлеровского Вермахта), тот самый знаменитый бандеровский кепарь. Поднялось волнение. Но граждане! Это же австрийское изобретение! Посмотрите на бессмертные иллюстрации Йозефа Лады к "Бравому солдату Швейку". Такой головной убор носили и австрийские "зольдатен", и венгерские гонведы, и чешские вояки, и галицийские национальные части, которые сражались за австрийцев против русских, потом под именем сечевых стрельцов за Петлюру, а потом перешли на сторону красных. Так что, нынешняя Украина стремится в Европу через возрождение Австрийской империи? То-то СМИ Австрии так волнует ситуация на Украине.
Кстати о форме и о красных. Иосиф Виссарионович Сталин где-то заигрался в Империю. Мало того, что вернул золотые погоны для примирения белых и красных, так еще в конце войны ввел для милиции и внутренних войск форму царских городовых, вплоть до револьверного ремешка на шее. В эту форму должны были переодеть части ВВ, воевавшие с бандеровцами. Не то чтобы был открытый бунт, но солдаты, в значительной части украинцы, дали понять, что новую форму не наденут. Мотивировка: "Мы хотим воевать с бандитами в форме победоносной Красной армии!". На том и порешили.
Информационная активность: все в Минск, все о Минске
Активность зарубежных СМИ за период c 3 по 9 февраля 2015 года по сравнению с предыдущим анализируемым периодом (c 27 января по 2 февраля 2015 года) выросла на 12,2% (1602 материала против 1406). Ну а что еще ожидать, если информационная ситуация раскалилась в ожидании встречи "нормандской четверки" в Минске. Разумеется, "украинский" сюжет оказался самым наполненным. Кстати, "перепад высот" между ним и следующей по числу публикаций темой, связанной с Мюнхенской конференцией по безопасности, составил целых 8 раз — небывалый случай в истории наблюдений над информационным потоком. Важно и то, что индекс агрессивности информационной среды для таких материалов равен 4,0. Это несколько ниже, чем ранее, хотя и не сахар.
Негативная составляющая информационного фона по-прежнему находится на высокой отметке. Индекс агрессивности для совокупности публикаций за прошедшую неделю вырос с 1,82 до 1,86. Информационная угроза продолжает считаться очень высокой, хотя рост, прямо скажем, в пределах статистической погрешности.
Вся пресса мира взяла перед минской встречей ровный тон. Заголовки и тексты очень дипломатичны. Исключение, как всегда, составляют разбитные СМИ Польши. Вот их варианты интерпретации событий. "Война на Украине: добрый и злой полицейский или старый и новый мир? Ответ будет в среду" (Polska, 09.02.2015), "Над Европой вновь кружит призрак Ялты" (Ineria.pl, 09.02.2015), "Донбасс: переговоры продолжаются, дальше — уже только война. Что сделает Владимир Путин?" (Forsal.pl, 09.02.2015).
Конечно же, в позитивном ключе буквально прогремел визит нашего президента в Египет. Все-таки ранее СССР, а теперь и Россию там по-своему любят!
Индекс агрессивности: Мюнхен — их все
Самым негативно нагруженным оказался сюжет "Россия в контексте Мюнхенской конференции по вопросам безопасности". Его ИА равен 31,3. Мощно! Как-то Мюнхену не везет на страшилки.
Конференция прошла под знаком скорого начала войны в Европе. Заголовки говорят сами за себя. "Ледяной ветер; Война Путина на Украине не должна разобщить американцев и европейцев" (Frankfurter Allgemeine Zeitung, 09.02.2015, Германия), "Горькая правда; Канцлер не дала себя сбить с выбранного пути" (Frankfurter Allgemeine Zeitung, 09.02.2015, Германия), "В Мюнхене тема войны вернулась в Европу" (Le Temps, 09.02.2015, Швейцария), "Глава британского МИДа Филипп Хаммонд назвал Владимира Путина тираном" (The Independent, 09.02.2015, Великобритания).
Наш выбор: польский "одобрямс"!
Совершенно неожиданно польские журналисты солидарно записались в сторонники Путина. Это стоит отметить, тем более что все их материалы на этот счет адекватны и как-то элегантны в аналитическом отношении. Хотя, конечно, и яда хватает. Цитируем, цитируем и еще раз цитируем!
Путин победил на всех фронтах: стратегическом, экономическом и тактическом, убеждена Rzeczpospolita (8.02). Он смог расколоть Запад в вопросе поставок Киеву вооружений и приблизил перспективу того, что в июле ЕС не продлит санкции против Москвы. А кроме того, выиграл время: "экономическая ситуация на Украине становится все более драматичной, что рано или поздно приведет к внутреннему бунту против киевских властей, а только этого Кремль и дожидается", — перечисляет автор комментария.
Москва так мало заплатила за приобретение Крыма, что "глупо было не идти дальше": недостаточно жесткие санкции Запада послужили ей стимулом для продолжения агрессивной политики против Украины, убежден депутат Европарламента Павел Коваль (Paweł Kowal).
Последние дни были демонстрацией окончательного краха солидарной европейской политики: "Путину удалось подобрать состав собеседников таким образом, что наиболее заинтересованные обстановкой в регионе стороны, включая Польшу, не только отсутствовали за столом переговоров, но не могли даже посредством европейских институтов узнать, что там происходило", — говорит политик, которому трехсторонние переговоры по Украине напомнили Ялтинскую конференцию 1945 года (Interia.pl, 9.02).
Ангела Меркель и Франсуа Олланд приехали в Москву, "как просители к царю, который соизволил их принять и только что не приказал высечь их на Красной площади. Рано или поздно на Украине будет установлен мир. Какой ценой? Такой, на какую любезно согласится Путин": ведь западные политики изо всех сил стремятся помочь российскому президенту выйти из сложившейся ситуации, сохранив лицо, подводит итог wPolityce.pl (10.02).
Втягивая Европу, а, точнее, две ведущие европейские силы — Францию и Германию в самостоятельные переговоры по Украине, Путин мечтает о создании нового мирового порядка, в котором стратегический союз России, Германии и Китая станет противовесом США, отмечает Newsweek Polska (7.02). Берлин, Париж и Вашингтон должны отдавать себе отчет в существовании такой концепции, и они смогут обыграть Москву на дипломатическом поле, если создадут иллюзию, будто ряды западных союзников окончательно расстроились, а Европа готова умолять Россию о мире.