ЛОНДОН, 3 фев — РИА Новости, Ирина Чумакова. В Британской библиотеке в Лондоне впервые в истории собраны четыре сохранившихся экземпляра Великой хартии вольностей — прообраза конституций Европы, которому в этом году отмечается 800 лет.
Великая хартия вольностей — один из первых конституционных актов в истории современной Европы. Скрепленный печатью английского короля Иоанна Безземельного документ был подписан 15 июня 1215 года на лугу Раннимед близ Лондона.
Четыре сохранившихся экземпляра документа впервые собраны вместе, и увидеть их можно будет лишь в течение трех дней.
Британская библиотека, где открыт доступ к Хартии, провела лотерею на право приобретения билета, передает телерадиокорпорация Би-би-си. В ней приняли участие более 40 тысяч человек, из которых 1 125 получат право увидеть четыре старинные рукописи.
После трех дней открытого доступа документы будут отправлены на день в палату лордов, после чего два экземпляра хартии вернутся в Британскую библиотеку, а другие будут возвращены в соборы Линкольна и Солсбери, где они хранятся.
Считается, что первоначально существовало около 250 экземпляров рукописного документа, которые были разосланы светским и религиозным властям страны для исполнения.
Хартия содержит несколько фундаментальных принципов, ограничивающих монаршую власть, в том числе и важнейший принцип главенства закона. Она считается частью некодифицированной конституции Британии.
Король Иоанн был вынужден скрепить своей печатью хартию и так называемые Баронские статьи в ней, чтобы заручиться поддержкой баронов в ситуации политического и военного кризиса, в котором оказалась тогда Англия.
Документ составлен на латыни, состоит из преамбулы и 63 статей и содержит гарантии тех привилегий и свобод, которые составили фундамент британской системы управления. Большинство статей Великой хартии вольностей посвящены защите норм феодального права, церкви предоставлялись ее традиционные привилегии, хартия содержала статьи и о правах городского среднего класса. Из 63 параграфов хартии наиболее известны 12-й, запрещающий королю вводить налоги без согласия налогоплательщиков, и 39-й, лишающий короля права арестовывать граждан и изымать их имущество без законного приговора суда.