ЛОНДОН, 2 фев — РИА Новости, Мария Табак. Экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко оставил право решать, оставаться ли в России или покидать страну навсегда, за своей женой Мариной.
По словам Марины Литвиненко, ее муж, находившийся, как она думала в Нальчике, но, как потом выяснилось, в Грузии, в 2000 году предложил ей поехать куда-нибудь отдохнуть и выбрать страну. "Я очень удивилась. Время было неудачное, я только начала работать, Анатолий (сын) начал ходить в подготовительную школу. Ни о каких отпусках речи не шло", — рассказала Марина на слушаниях в рамках открытого разбирательства по делу о гибели мужа.
В Испании с Мариной и Анатолием встретился Юрий Фельштинский, который пробыл с ними два первых дня. "Предполагалось, что отпуск продлится две недели. Но за два дня до его окончания Саша заговорил о том, что, может быть, мне не надо возвращаться в Россию. Я сначала была против, хотела вернуться, считала, что все будет нормально в конечном итоге. Но Саша сказал, что его могут убить, если он останется в России, и что нам тоже угрожает опасность", — рассказала Марина Литвиненко.
"Но он сказал, что решать мне: если я решу остаться в России, он тоже останется, но защитить нас не сможет. Так что мне предстояло выбрать между спасением семьи и желанием вернуться", — добавила она.
В Турции Марина предприняла попытку попросить политического убежища в американском посольстве, но получила отказ. Александр Гольдфарб посоветовал Марине и Александру, на тот момент присоединившемуся к семье, купить билет в Тбилиси с пересадкой в Лондоне.
"Когда мы прилетели в Хитроу, мы обратились к первому же встречному полицейскому. Саша сказал, что он — офицер ФСБ и просит политического убежища. Мы ждали часов семь, были интервью, всякие медицинские проверки, после чего нам разрешили покинуть аэропорт в ожидании решения", — сказала Марина.
В мае 2001 года Марина, Александр и Анатолий получили политическое убежище. Им было предоставлено право сменить имена. Марина стала Марией Картер, Александр — Эдвардом Картером, Анатолий — Энтони Картером.
Британское гражданство они получили в 2006 году.