Хорст Шульце – человек-легенда отельного бизнеса. Свою работу в отрасли он начал еще совсем юным, совмещая должность уборщика и официанта в ресторане одного из американских отелей. Пройдя долгую карьерную лестницу "от и до" Шульце вышел на пенсию вице-президентом The Ritz-Carlton Hotel Company, но и на заслуженном отдыхе "мастер гостеприимства" не смог отказаться от любимой работы.
О том, каким он видит для своей компании будущее на российском рынке, почему в качестве первого шага по нашей стране он выбрал именно сочинское направление, и о многом другом с выдающимся представителем отельного бизнеса беседовала корреспондент РИА Новости Ирина Нехорошкина.
- В течение всей жизни Вы работали в самых престижных отелях мира. Вас в лицо знают главы государств, известные политики и представители шоу-бизнеса, но Ваш бренд Solis Hotels and Resorts еще недостаточно хорошо известен широкой российской публике. Хотелось бы больше узнать о компании вообще и о том, как она представлена в России.
— В свое время я работал с такими отельными брендами как Ritz Carlton, Hyatt Hotels и Hilton. Когда пришло время, выходить на пенсию, я понял, что не могу оставить свою любимую работу по организации отельного бизнеса. Так я решил начать свой бизнес, не обязательно большой, но обязательно связанный именно с гостиницами. Я подумал тогда, что, если этот бизнес со временем вырастет – то хорошо, а если нет – то ничего страшного.
Сейчас наша компания представлена тремя сегментами: Ultra Luxury представляет отельная марка Capella, Luxury – Solis, кроме того есть еще независимые отели. В России мы планируем ориентироваться, прежде всего, на бренды Capella и Solis.
В настоящее время у компании есть шесть отелей Capella, которые уже работают (еще шесть находятся на стадии строительства и доработки), четыре отеля Solis уже открыты в Таиланде, Китае и два в российском Сочи. Кроме того пять отелей Solis готовятся к открытию. Есть еще несколько независимых отелей. Не могу не упомянуть небольшой отель, который расположен в небольшом университетском городе в США, он очень важен для нас, так это часть университета, где мы обучаем молодых людей со всего мира гостиничному бизнесу, а мы все там немного преподаем. Это независимый отель, но очень успешный.
С Россией у нас особые отношения, так как фактически мы уже имеем три отеля в Сочи, два из них уже открыты, а третий пока требует некоторого времени на доработку.
- Как же получилось, что свой первый отель в России компания решила построить именно в Сочи?
— Дело в том, что, когда я еще работал на Ritz Carlton, у меня была идея открыть отель именно в России. Позже я провел много переговоров по поводу места для строительства первых отелей Capella в России. Разумеется, и Москва, и Санкт-Петербург имеют очень важное стратегическое значение, но я всегда очень ответственно отношусь к месту, где будут строиться наши отели. Мне известно, как выбирают направление Ritz Carlton, Four Seasons, но для отелей Capella я еще более требователен в выборе места расположения. Поэтому на российском направлении мы смотрим не только на столичные города, но и на те, где потоки туристов будут расти в ближайшее время.
Ситуация в Сочи будет меняться очень быстро. Даже сейчас это место очень значимо для нас, но резерв его далеко не исчерпан. Скоро это направление станет не только локальным, но и глобальным, поскольку будет соревноваться в туристической привлекательности не только внутри России, но и по всему миру.
- Известно, что компания Hilton, например, не стала строить свои отели в олимпийском Сочи, а ваш холдинг начал завоевывать Россию именно с этого направления. Как Вы можете это прокомментировать?
— Я точно не знаю, почему Hilton отказались от Сочи, но могу предположить, хотя это касается не только Hilton. Дело в том, что когда речь идет о каких-то крупных международных мероприятиях, будь то Олимпийские игры или Чемпионат мира по футболу, в месте проведения таковых сразу отрывается очень много гостиниц, а потом они работают только на половину загрузки.
Мы так же этого опасались. Но, приехав в Сочи я увидел, какое это необычное место. Там рядом горы и пляж, там почти всегда очень хорошая погода. Мы не так наивны и понимаем, что для популяризации курорта потребуется очень много времени, но Сочи обязательно станет, если не основным, то одним из главных туристических направлений в России.
Нужно учитывать так же инфраструктуру, которая была возведена к Олимпийским играм – железные дороги, автотрассы, аэропорт и так далее – это позволяет надеяться, что курорт быстро наберет популярность.
Относительно конкуренции в Сочи я не очень переживаю. Конечно там много различных гостиниц, но настоящий бизнес будет у лучших отелей.
— Никто и не сомневался, что даже после окончания Олимпиады Сочи останется очень востребованным городом, и мы знали, на что идем. Сейчас очень важно, чтобы все "игроки" в Сочи сошлись вместе. И магазины, и отели, и средства коммуникаций, и обслуживание, администрация направили свои совместные усилия для продвижения обновленного туристического направления. Только так Сочи сможет набрать ту недостающую сегодня аудиторию.
- Структура Solis Sochi Hotel, который уже полноценно работает в Красной Поляне – это был полностью проект вашего холдинга, или пришлось взять на доработку уже существующую структуру?
— Когда мы решили создавать отель на курорте "Горки Город" в Красной Поляне, там все уже было распланировано. Но мы пришли в правильный момент и смогли внести со своей стороны очень много нового, хотя на самых ранних этапах проектирования мы не присутствовали.
Если бы мы открывали в Сочи отель категории Ultra Luxury – Capella, то я был бы гораздо более требователен ко всему, что имеет отношение к такой гостинице, так как у этого брэнда очень четкие стандарты. С отелем типа Solis дела обстоят несколько проще, так как внешне и внутренне он имеет много общего с другими гостиницами категории "пять звезд".
Но это относится только к внешнему виду и физическим параметрам, Что касается управления, то требования к управлению одинаково высокие, как у Capella, так и у Solis. Я бы был счастлив взять, например, отель у Ritz Carlton и сделать из него Solis, но у нас требования к управлению гораздо выше, чем у многих наших коллег, поэтому это не так легко сделать. Мы тратим очень много времени на обучение и подготовку персонала. Для нас самое важное – обучить сотрудников, как правильно обращаться с гостем, как его встретить, как его обслужить, как к нему обратиться. Это одна из наших самых сильных сторон.
Если мы говорим о категориях Ultra Luxury и Luxury, то там, в обслуживании клиентов по умолчанию присутствуют общепринятые критерии. Поэтому мы решили предоставить гостю больше, чем стильный интерьер и удобную кровать. Вот почему мы считаем необходимым подготовить своих сотрудников таким образом, чтобы они умели обращаться с клиентом как нигде в другом месте, создать в отеле такую невероятную атмосферу, чтобы гость обязательно захотел вернуться именно к нам.
Solis относится к той же категории, что и Four Seasons, и Kempinski, и другие, а Capella занимает уровень гораздо выше. Поэтому, те мягкие составляющие, которые мы стараемся привнести туда, очень важны – это специальное отношение, это тренинги персонала, это особенное ресторанное обслуживание, это то, что мы надстраиваем над традиционным шиком, дабы гости почувствовали особое к себе отношение категории Ultra Luxury. И такие нюансы и детали мы придумываем не сами – все основано на очень серьезных научных исследованиях.
- Почему Ваша компания называется "Capella"?
— Очень трудно найти такое имя, которое не используется ни локально, ни глобально. Когда я узнал, что существует созвездие, которое называется Auriga, где есть двойная звезда под именем "Capella", я заинтересовался таким вариантом. Дело в том, что эта двойная звезда является шестой по счету в данном созвездии, а для нас это символично, так как мировая система классификации отелей имеет максимальную категорию в пять звезд. Я не люблю, когда кто-то говорит, что его отель имеет шесть или семь звезд – это же неправда, такого быть не может в реальности. Поэтому я сердцем почувствовал, что Capella будет лучше, чем просто отель пяти звезд. Шестой звезды у наших отелей нет, но все понимают, что Capella это мечта.
- Туризм очень сильно зависит от экономической ситуации в стране и в мире, поэтому отрасль быстрее многих других реагирует на кризисы. Гостиничный бизнес существует немного по другим законам, поскольку имеет более долгосрочное планирование и финансовые вложения. Тем не менее, как современный кризис сказывается Ваших планах?
— Действительно, отели начинают ощущать кризисную ситуацию примерно шесть месяцев спустя после того, как она начинается. Но будем говорить, ориентируясь на Сочи. Мы изначально знали, что Сочи не сразу станет международным направлением, для этого потребуется время, для себя мы заложили около трех лет, пока этот курорт будет раскручен.
Мы не исключаем, что из-за кризиса поездки в Давос и в Аспен скоро станут затруднительны для MICE клиентов, и они постепенно станут смотреть именно в сторону российского направления. Такая ситуация сыграла бы нам на руку и мы смогли бы заработать на ней еще до того, как Сочи станет международным направлением, то есть раньше, чем через три года. Но здесь речь идет не о прибыли, а о том, чтобы просто продержаться в период экономической нестабильности.
Мы говорим о том, что происходит в период, пока отель не окупил себя. В крупных городах как Москва или Санкт-Петербург отель взрослеет за два-три года и начинает приносить хорошую выручку, если же говорить о курортных зонах, то здесь отелю требуется больше времени, чтобы повзрослеть. Зато, когда курортный гостиница достигает точки своей зрелости, она начинает приносить больше денег, чем городской отель того же уровня.
- Какова Ваша стратегия относительно дальнейшего присутствия в России? Будете ли Вы организовывать отели в Москве или Санкт-Петербурге?
— Естественно, что мы всегда держим в голове перспективу открытия наших отелей в российских столицах, но для меня важно всегда иметь возможность для маневра. Возможно, одним из перспективных местоположений для наших отелей станет Казань, или Анапа.
- На территории России расположен достаточно небольшой отрезок теплого Черноморского побережья. К тому же курортный сезон длится совсем не долго. Понятно, что Сочи привлек Вас именно тем, что это круглогодичный курорт, но в 2014 году к России присоединился полуостров Крым, что значительно увеличило территорию пляжного отдыха. Готовы ли Вы в дальнейшем рассмотреть перспективу строительства отеля в Крыму?
— Возможно, лет через 10-15 подойдет очередь Крыма, но еще не скоро, потому что там практически нет транспортных инфраструктур и современных инженерных коммуникаций. Для меня Крым – это очень интересная территория. Я там никогда не был, но даже когда он относился к территории СССР, мы воспринимали его как главный винодельческий регион вашей страны. Там производили отличные вина, в том числе и Шампанское.
Это очень интересное направление, просто я понимаю, что в ближайшие 10 лет там будет развиваться только российский бизнес. Если ваши бизнесмены его правильно используют, то это будет прекрасный регион с уникальными ресторанами, винными дегустациями и так далее. Тогда очень скоро Крым может стать российской Тосканой.
К этой территории нужен совсем другой подход в плане туристической привлекательности, не такой как к Сочи. Каким бы не было прекрасным побережье Крыма, но морской сезон там длится всего три месяца, вот почему там нужно делать совершенно другой акцент. Из Крыма не нужно делать ничего нового, нужно использовать его исторические составляющие, там все для этого есть.