Илья Ремесло, юрист
Ранее ПАСЕ потребовала от России в ультимативной форме освободить украинскую летчицу Савченко, которую украинские власти с целью освобождения от уголовной ответственности выдвинули в состав своей делегации.
Эти события, по-моему, окончательно подвели черту под "партнерскими" отношениями ПАСЕ и России. Но для начала проясним вопрос с "иммунитетом" Савченко от уголовного преследования.
Обладает ли "делегат ПАСЕ от Украины" Савченко иммунитетом от преследования
Разумеется, российское законодательство не допускает освобождения от уголовной ответственности в связи с членством в ПАСЕ. Мало того — этого не предусматривает и Устав Совета Европы.
Аналогичное положение закреплено в статье 14 Генерального соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы.
Как мы видим, иммунитет распространяется исключительно на высказывания и голосования делегата в ходе работы ПАСЕ. Савченко совершила инкриминируемые ей преступления задолго до своего "избрания" в ПАСЕ, и они никак не связаны с ее деятельностью в ПАСЕ.
Вся история с требованием освободить Савченко не имеет под собой никаких юридических оснований, а имеет единственную цель — оказание давления на Россию во внеправовом поле.
Европейские стандарты с двойным дном
Российскую делегацию уже лишали права голоса за несоответствие России "высоким европейским стандартам" и даже прямо угрожали лишить членства в ПАСЕ.
Например, возьмем рекомендации ПАСЕ 1444 и 1456(2000 г), осуждающие действия России в Чечне: "Ассамблея напоминает о своей резолюции, в которой содержится призыв к России избегать военных действий против гражданского населения, объявить прекращение огня и начать мирный диалог с избранными чеченскими властями…".
Как мы видим, европейские стандарты оказались с двойным дном. Почему-то сейчас ПАСЕ не призывает украинские власти начать диалог с властями ДНР и ЛНР (не замеченных в захвате заложников и убийствах мирного населения) и избегать военных действий против гражданского населения юго-востока Украины.
Подобная "гибкость подходов" была свойственна ПАСЕ по всем вопросам, когда надо было оказать давление на российскую сторону: права русскоязычного населения за рубежом, дело ЮКОСа, поставки газа в Европу. По всем этим вопросам ПАСЕ неизменно занимала антироссийскую позицию.
И все это — за наш счет
Подобные действия ПАСЕ можно было бы просто игнорировать — если бы ПАСЕ была независимым европейским органом. Однако, ПАСЕ содержится и работает за счет России. Именно наша страна стала одним из крупнейших доноров Совета Европы, перечислив ему только за последние годы сотни миллионов евро.
Дело в том, что Россия по собственной инициативе (!) вносит в бюджет Совета Европы гораздо больше средств, чем это предусмотрено общими правилами. При этом никто не знает, на что конкретно расходует Совет Европы эти огромные средства.
Получается, что Россия сама же оплачивает антироссийскую деятельность ПАСЕ. Неужели у нашей страны, и тем более — в условиях кризиса — нет возможности более разумно использовать деньги?
Совет Европы: плата за право "посидеть рядом"
Уместно задать вопрос — с какой целью Россия вообще стала членом Совета Европы?
В конце 90-х годов прошлого века политическое руководство России пребывало в эйфории. Казалось, что холодная война закончена, и теперь Россию с распростертыми объятиями ждут в "цивилизованном мире". Однако этот "мир" выдвинул ряд условий: "нецивилизованная" Россия должна была стать примерным учеником у строгих европейских учителей. По сути дела, наша страна проходила тот же этап иллюзий, что сейчас проходит Украина, стремящаяся к "евроинтеграции".
При этом Россия выполнила практически все требования Совета Европы — платила по ангажированным решениям Европейского суда по правам человека, изменила внутреннее законодательство, шла на серьезные уступки по всем вопросам внутренней и внешней политики. И все это ради иллюзии солидарности и причастности к "европейской мечте".
Итог известен. Необходимо понять, что уступки со стороны России всегда воспринимаются как проявление слабости. Недопустимо и дальше подстраиваться под гибкие европейские "стандарты", спонсировать антироссийскую деятельность ПАСЕ ради непонятных иллюзий причастности к европейской политике. Как ясно выразился наш президент, "Россия не будет платить жизненными интересами за право посидеть рядом".