МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Американские СМИ пока не обращают внимания на тектонические сдвиги мировой геополитики на евразийском пространстве, однако политические элиты США уже встревожены союзом русского "медведя" и китайского "дракона", пишет политолог Пепе Эскобар для аналитического портала Tom Dispatch.
Масштабные изменения происходят уже сейчас, отмечает Эскобар. В рамках реализации проекта экономического пояса «Шелкового пути» запущен первый грузовой поезд из Китая в Мадрид. Новый торговый маршрут проходит через территорию Китая, Казахстана, России, Польши, Германии, Франции и Испании и представляет собой перспективную логистическую цепочку для мировой торговли. Появление маршрута Иву — Мадрид — это начало преобразований, меняющих суть геополитики, а также наглядная иллюстрация возможностей евразийской интеграции. Реализация стратегии китайского «Шелкового пути» происходит на фоне углубляющегося сотрудничества государств БРИКС и ШОС, и "глобальный Юг" уже осознает, что пока США втянуты в бесконечные военные кампании, мир разворачивается на Восток.
Политолог обращает внимание на двусторонние соглашения по поставкам газа, заключенные между Москвой и Пекином во время саммита АТЭС, и на объем сотрудничества в военной сфере между двумя государствами. Так, Россия возвращается к доктрине коллективной безопасности на азиатском пространстве, создавая возможный оплот для российско-китайского стратегического партнерства.
«Председатель КНР Си Цзиньпин склонен называть это (сотрудничество Москвы и Пекина — прим. ред.) "вечноцветущим деревом китайско-российской дружбы", вы также можете считать это стратегическим "курсом" Владимира Путина на Азию. В любом случае Вашингтон не слишком рад видеть, как Китай и РФ образуют единый фронт", — полагает Эскобар.
Также достаточно ясно, что именно российские, а не западные энергетические проекты будут превалировать на евразийском пространстве, считает колумнист Tom Dispatch. Отказ от реализации проекта "Южный поток" приведет в конечном счете еще к большей интеграции и России, и Турции в альтернативное западному евразийское экономическое пространство. Членам американо-китайской комиссии по экономике и безопасности при конгрессе США остается только "винить" китайских лидеров за "отсутствие лояльности", глядя на ускоренное развитие партнерства Китая с другими государствами.
В настоящий момент, пишет Эскобар, Россия остается единственной силой, способной вести переговоры с Вашингтоном и НАТО по формированию глобального стратегического баланса и сдерживать геополитические амбиции Запада. Москва и Пекин уже сейчас делают ставку на евразийскую интеграцию. Существует также вероятность, что в будущем государства-члены НАТО, например Германия, их индустриальные и деловые элиты откажутся от конфронтационной логики альянса, оценив экономические выгоды от коммерческого сотрудничества в Евразии. Ось Берлин-Москва-Пекин может стать ключевой для стратегического сотрудничества, которое сделает Евразийский регион центром мировой торговли и политики.