Якуб Корэйба – польский политолог, специалист по Восточной Европе
В последние годы мы привыкли смотреть «телекартинки» из европейских городов: с одной стороны, иммигранты поджигают машины, с другой — суровые, наголо подстриженные мужчины в черных куртках выстраиваются в колонны под звуки маршей.
Увиденное вызывает возмущение и страх за будущее континента. Перед государствами и обществами стоит задача, с которой они пока что справиться не способны: создать условия для мирной и комфортной жизни очень разных по происхождению и культуре людей. И, несмотря на многочисленные попытки, опыт показывает, что ни одно государство Европы по сей день не смогло справиться с этой, становящейся все более актуальной и серьезной проблемой.
Историки часто забывают, что, кроме идеологии, в СССР существовала и реальность. Было создано и на протяжении десятков лет существовало государство, не имевшее в истории прецедента по своему этническому и культурному составу. Никто – ни до, ни после Советского Союза — не смог создать условий, при которых в одной стране могли мирно соседствовать представители десятков национальностей, культур и религий. Более того, они активно и успешно перемешивались, что в итоге привело к созданию уникального феномена – советского народа.
И сегодня многие грузины чувствуют себя гораздо комфортнее в Москве, нежели в Тбилиси, не говоря уже о Сухуме или Цхинвале. Да и граждане практически всех остальных постсоветских стран продолжают стекаться в столицу бывшей сверхдержавы – чтобы жить той жизнью, которая была реальностью для предыдущего поколения. Несмотря на отсутствие общего государства и даже попытки активного возведения искусственных барьеров, вплоть до разжигания ненависти, советский народ продолжает существовать и расти. Ведь, если задуматься, то именно к нему сегодня относится слово «россияне», которое употребляется без всякого этнического, национального или религиозного контекста. Россияне – это не эксклюзивный этнический кружок, который построен по принципу «свой–чужой», или религиозная секта. Это общество всех тех, кто хочет жить вместе, абстрагируясь от того, что разъединяет, и культивируя то, что объединяет. Именно в Москве азербайджанец может без страха жениться на армянке, а казах — на киргизке. Именно в России вместе работают жители Львова и Луганска, а выходцы из Кишинева весело отдыхают с тираспольцами.
Если посмотреть на то, что происходит на территории бывшего СССР после развала державы, то становится ясно: результаты политики новых независимых государств, которые сулили своим народам благополучие и счастье, выглядят просто трагически. Они не только не выполнили своих обещаний, но и принесли своим жителям войну, нищету, этнические чистки и насилие. Миллионам людей запрещали говорить на родном языке и молиться своему богу, а несогласным «объясняли», как должен вести себя «настоящий» гражданин данной страны.
Так что распад СССР – это не только «величайшая геополитическая трагедия», но также и личная трагедия многих семей и целых народов.
Мирное сосуществование разных людей в рамках одного государства – вовсе не проблема одних лишь постсоветских стран. С ростом национализма, ксенофобии и шовинизма сталкивается в наши дни все больше европейских государств.
Не нужно изобретать велосипед. Ответы на многие вопросы даны уже много лет назад и лежат на поверхности. Те проблемы, с которыми сегодня никак не могут справиться Франция, Германия или Великобритания, были давно и успешно решены Советским Союзом.
Сегодня нужно внимательно изучить советский опыт межнациональной интеграции. И тогда станет очевидным, что многое из забытого становится все более актуальными в современном мире.