МОСКВА, 1 ноя — РИА Новости. Нормы соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом начнут применяться в субботу, 1 ноября. Однако экономическая часть ассоциации из-за жесткой позиции России, защищающей свой рынок, заработает лишь с 1 января 2016 года. Но, чтобы избежать лишних трат и экономических шоков от перехода давнего торгового партнера в зону ЕС, России нужно постараться реализовать озвученные планы и самой начать внедрять европейские нормы, отмечают эксперты.
Глава украинского правительства Арсений Яценюк, известный своей нелюбовью к России, постфактум вынужденно признал: "Нам нужна пауза, чтобы перестроиться".
Проблемы отмечают и украинские аналитики. "Ассоциация с ЕС, безусловно, уже сказалась негативно на торговых отношениях с Россией. Убытки от снижения поставок на российский рынок ощущаются, терять потребителей своей продукции неприятно и больно", — отмечает руководитель киевского Центра политического анализа Владимир Головко.
Снижение торговли
Россия в 2013 году была крупнейшим экономическим партнером Украины, на ее долю приходилось более четверти оборота внешней торговли страны. "Но по итогам трех кварталов 2014 года, как это ни парадоксально, катастрофического падения товарооборота двух стран не произошло", — отмечает Александр Кнобель из Института Гайдара. По его данным, сокращение есть, но в рамках общерыночных тенденций. Похожие процессы происходят во всех странах Таможенного союза.
"Что касается ассоциации с ЕС, то 1 ноября ничего не произойдет. Дата носит чисто декларативный характер. Нулевые пошлины с ЕС уже действуют с весны. Да и были они не столь уж высоки", — добавляет он. Кроме того, на конкурентоспособности украинских товаров позитивно сыграла девальвация гривны.
Основные потери России возникают именно из-за вялотекущей интеграции с ЕС. "Мы упускаем один из немногих оставшихся источников роста. Развитие интеграции с ЕС некоторыми странами СНГ делает наши потери еще большими", — уверен Кнобель. Впрочем, о необходимости интеграции с ЕС в части принятия ее норм и стандартов постоянно говорит и высшее руководство страны. Просто этот процесс необходимо ускорить, добавляет он.
Техническая евроинтеграция
Внедрение современных стандартов ЕС будет гораздо полезнее для Украины, чем обнуление пошлин, уверен Кнобель.
Так, в части внедрения технических стандартов Украина должна за два года в машиностроении, измерительном и подъемно-транспортном оборудовании, за пять лет в высокоскоростных железных дорогах обеспечить соответствие регламентам ЕС. За три года принять Таможенный кодекс ЕС, приблизиться к законодательству союза в части санитарных и фитосанитарных мер.
Не более чем за восемь лет страна должна принять директивы ЕС по электричеству, газу, геологоразведке, мирному атому, энергоэффективности. В фискальной сфере — приблизиться к структуре налогообложения в ЕС. В части НДС — за пятилетку, акцизов на алкоголь — за три года, налогообложения энергетических товаров, табака — за два года.
В сфере корпоративного управления Украина обязуется приблизиться к нормам ЕС по вопросам защиты прав акционеров, кредиторов и других сторон, внедрить международные стандарты бухучета за четыре года.
Также есть обязательства в сфере финансового сотрудничества и борьбы с мошенничеством, противодействия коррупции. Украина должна за пять лет присоединиться к конвенции "О защите финансовых интересов ЕС" и к двум важным дополняющим протоколам: "О коррупции в Сообществе" и "Об отмывании капиталов".
Институциональная реформа выгодна Украине, поскольку поднимет ее на более высокий уровень. "Так присоединение России к ВТО помогает противодействовать агрессивному отраслевому лоббированию, не позволяя ему выходить за рамки взятых обязательств", — говорит Кнобель.
Возможные потери России
Помимо прямых потерь в объемах товарооборота, евроинтеграция Киева несет Москве и другие риски. На возможные потери РФ будут влиять четыре основных фактора, считает директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института Андрей Спартак.
Первым фактором он назвал то, что из взаимной торговли, в том числе из российских поставок на Украину, будет вымываться доля машиностроительной продукции. Это обусловлено несовпадением правил и норм технического регулирования Таможенного союза и ЕС, а также усилением ценовых позиций европейской продукции, более продвинутой в техническом плане.
Второй негативный фактор будет в основном из-за проблем в определении происхождения продукции. Третьим фактором он считает проблему вымывания большого количества украинской продукции с внутреннего рынка в Россию.
Последний четвертый фактор — выдавливание российского бизнеса с территории Украины. "Европейские компании получают намного более благоприятные условия по доступу на рынок украинских услуг, плюс ключевые сектора перейдут на правила и стандарты ЕС. Есть оценки, что к 2020 году примерно 60% капитала украинских банков перейдет к европейским банкам, а к 2025 году — 75-90%", — пояснил он. Тем временем сейчас российские банки занимают порядка 15% на украинском рынке.
Кнобель считает, что коллеги сгущают краски. По его словам, например, нигде в соглашении не указано, что украинские предприятия не будут иметь право выпускать продукцию по нормам Таможенного союза. Введение двойного стандарта, правда, может негативно повлиять на цену продукции.
Глава Института современного развития Игорь Юргенс на презентации доклада по анализу экономической ситуации в евразийском пространстве в октябре заявил о необходимости продолжать обсуждение соглашения об ассоциации Украины с ЕС и его условий.
"(Украина не должна использовать) российский рынок как возможность сбыта для своей вытесняемой продукции, других "серых" схем, а именно двигаться вперед, где все три участника найдут свое место и смогут максимально реализовать выгоды для экономики Украины не в ущерб другим игрокам. Потому что, как показывает практика, лишь обнуление пошлин Евросоюзом на украинские товары никаких ощутимых результатов не дало", — сказал он.
Юргенс намеревался в октябре предложить европейским партнерам проект трехстороннего соглашения между ЕС, Украиной и Таможенным союзом. "Предложения были озвучены, пока реакции от европейских коллег не поступало", — передал он РИА Новости через своего пресс-секретаря.