МОСКВА, 16 окт – РИА Новости. Многочисленные гонимые христиане из соседних ближневосточных государств пересекли границу Израиля тайком, незаконно, что не позволяет принимающей стране присвоить им статус беженцев, сказал в интервью РИА Новости доктор исторических наук, сотрудник Института израильского образования имени Александра Масса Михаил Штереншис, один из участников форума "Религия и мир".
"Из Эритреи и Южного Судана, где продолжается гражданская война, к нам нелегально проникло порядка 30-40 тысяч эритрейцев и суданцев. Государство точно не знает, что с ними делать, потому что натурализовать их практически невозможно, у нас нет такого законодательства", — сказал Штереншис.
По его словам, международные организации, с одной стороны, требуют, чтобы Израиль признал их беженцами и заботился о них, а с другой стороны, сами не хотят им помогать. "Но одно дело признать их статус, а взять на себя финансовые заботы – совсем другое", — подчеркнул ученый.
А пока этот вопрос не решен, добавил он, беженцы нелегально живут в Израиле, так как государство "из гуманных соображений" не решается выдворить их обратно.
Палестина не хочет мира
Еще одна проблема Израиля – Палестина. На межконфессиональном уровне этот конфликт не сказывается, считает ученый. По его мнению, проблемы есть лишь на политическом уровне. При этом, завершению конфликта, по его мнению, мешает то, что он вышел за границы Израиля.
"К сожалению, когда в мире появляется огромное количество "профессиональных" борцов за мир на Ближнем Востоке, то он просто недостижим, потому что если он станет возможным, все эти люди потеряют работу", — считает Штереншис.
Палестина не хочет мира, так как став государством, она потеряет иностранные дотации, которые получает, пользуясь статусом угнетенного народа, заявил собеседник агентства. При этом Израиль готов дать этому региону независимость, так как ее территория не имеет для него особой ценности, в частности, там нет полезных ископаемых.
Суды регулируют межконфессиональный мир
"Израиль – святая земля для трех религий. Проблем несколько. В Израиле, несмотря на то, что иудаизм является государственной религией (у нас религия не отделена от государства), мы пытаемся поддерживать статус-кво в святых местах. Эта задача ложится на госструктуры. У нас представлены все конфессии, и между ними идет борьба за основные святыни", — сказал Штереншис.
Решать все эти вопросы приходится израильским судам, хотя государство не должно иметь к этому отношения.
Пирог власти
Современные политические режимы ученый сравнил с "пирогом власти", который поделен на сегменты, одним из которых является религия. Помимо демократии Штереншис отнес сюда автократию, технократию — "так как без кредитной карточки, и-мейла, мобильного телефона люди просто потеряны для общества", партократию (партии), критократию (суды), аристократию и плутократию – власть богатых.
"Необходимо понимать, что что бы ни писали западные газеты и как бы они ни называли политический режим России, на самом деле это — мультикратический режим. То есть "пирог власти" не принадлежит на сто процентов только президенту Путину, как об этом сейчас пишут", — подчеркнул собеседник агентства.
По его словам, каждый сегмент всегда пытается расширить свою долю этого "пирога". Но у мультикратии есть два закона: во-первых, ни один сегмент не может захватить все сто процентов, во-вторых, и ни один нельзя сжать до нуля. Но для того, чтобы обеспечить внутренний и внешний мир в государстве, задача политиков – найти правильный баланс между этими сегментами.
Штереншис также упомянул охлократию, власть толпы, которая появляется очень редко — в моменты перед гражданской войной.
"Например, сейчас на Украине охлократия стала набирать обороты, и связано это именно с дисбалансом в сегментах украинского "пирога власти". Потому что одна "кратия" или коалиция из нескольких "кратий" не должна додавливать другие "кратии". В противном случае начинает работать эффект сжатой пружины, приводящий к гражданской войне, анархии, распаду государства и так далее", — пояснил израильтянин.