Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
На полувековой юбилей устранения Никиты Хрущева с высших постов в советском государстве (его снимали 13 и 14 октября 1964 года) многие наши СМИ откликнулись почему-то заранее, еще на прошлой неделе. И — предсказуемым образом: проклятая номенклатура расправилась со стихийным, хотя часто чудившим демократом, чье правление было золотым веком СССР. А как насчет несколько иной версии — что перед нами редкий случай тотальной катастрофы государства, вызванной по сути одним человеком? Давайте посмотрим именно на эту, вторую, версию.
Кто писал историю
Анна Ахматова как-то заметила: проблема с императором Павлом в том, что историю его правления писали его убийцы. А кто писал историю правления Хрущева? Если коротко, то горбачевская команда перестройщиков частично состояла из бывших помощников Хрущева. Они и создали тот образ часто ошибавшегося, но в целом очень даже позитивного правителя, иногда поддававшегося положительному влиянию тех самых помощников.
Кстати, они или их наследники так же пытались влиять на "Хрущева №2" — Бориса Ельцина, примерно с тем же результатом.
Ну, а сменивший Хрущева Брежнев получил совсем другие ярлыки, типа сталиниста в мягкой версии. Надо признать, эта схема родом из 80-х — 90-х годов в нашем общественном сознании так и сохраняется. Вместе с традиционной печалью при описании того, как партократия устроила против Хрущева заговор — а кто ее, серую, трусливую и неграмотную, фактически сформировал после несколько иной кадровой политики Сталина? Да сам же Хрущев.
Сначала, конечно, о хорошем. Массовое освобождение заключенных сталинских лагерей и их реабилитации в середине 50-х были сделаны по-хрущевски — быстро и резко. Тем большее уважение вызывает такой стиль с учетом того факта, что расстрельных списков Хрущев составлял (не только подписывал) не меньше, а больше многих прочих лидеров переходной эпохи 50-х.
Теперь о малоизвестном. Снимали Хрущева дважды, в 1957-м и в 1964-м. В первый раз он отбился, приписав своим противникам (почти все высшее руководство того времени) желание вернуть репрессии. А обвиняли-то они его на самом деле в создании нового культа личности (своей) и в дикой некомпетентности его руководства, нескончаемых неграмотных инициативах вопреки мнениям специалистов.
Хрущева тогда предлагали понизить до министра сельского хозяйства — уж это-то он знает. Кстати, свою первую по сути речь в качестве "первого из равных" в 1954 году в Верховном Совете Хрущев посвятил вопросу не какой-то там высшей политики, а полного обеспечения городов картофелем и овощами.
Кукуруза, США и Китай
Даже согласно данным Центрального статистического управления, в 1963-м году урожай картофеля и овощей был ниже 1954-го и даже ниже уровня 1940-го. Города заполнили ящики с болгарскими помидорами.
Хорошо, это овощи; но в том же 1954 году Хрущев говорил на заседаниях Президиума (Политбюро) ну, вот, скоро мы завалимся хлебом (маслом, мясом и т.д.). Надо подумать, куда это все девать. 1959-й оказался пиковым: 3,5 млрд пудов зерна. Отчего? Выросли посевные площади, но рост шел при снижении урожайности и продуктивности. Впрочем, на 4,5 млн голов прибавилось личного скота у колхозников.
Ну так Хрущев — лично — решил скот у них отобрать и обобществить. Частнособственничество и рынок убивает социализм, женщинам без коров будет легче, скот не будет топтать колхозные поля… Результат: количество крупного рогатого скота в стране уменьшилось на 3 миллиона голов, которые были отправлены на бойни. Оказалось, что в совхозах и колхозах бывший "личный" скот кормить нечем, содержать его негде. Ответ — семилетний план: с 59-го по 65-й надо было увеличить поголовье крупного скота в 3,2 раза. Но как?
Кукуруза!!! Ну, тут комментарии излишни. Эту историю и сегодня знают все, и тогда знали, не только сельчане. И про ложь в сводках, и вообще про все. В общем, итог — карточная система и очереди за хлебом. На ровном месте, просто из-за водопада инициатив и реорганизаций, которые продавливал один человек.
Кстати, социологии тогда не было, но как же Хрущева ненавидели в народе — а что вы хотите, если отбирают скот, приусадебные участки и платят за это нехваткой еды.
Внешняя политика… "Карибский кризис" 1962 года относительно хорошо известен. Начала его Америка, разместив ракеты с ядерными боеголовками в Турции. Хрущев сделал то же на Кубе. Потом и те, и другие ракеты убрали — вроде, ничья. В пассиве — пережитый страх и то, что СССР подвел, подставил партнера (Кубу), которой даже не сказали, что ракеты оттуда уберут, а Америка под ее боком ведь никуда не делась.
Вот хоть прием в Голливуде. Посмотреть на гостя собрались буквально все, во главе с Мэрилин Монро и Фрэнком Синатрой. Вдруг Хрущеву в разгар праздника сообщают, что поездки в Диснейленд не будет: американцы почему-то не могут гарантировать безопасность. И тут глава советского государства… затряс головой и застучал кулаками по столу.
"Я спрашиваю — почему нельзя? В чем дело? Может быть, там теперь созданы площадки для запуска ракет? Что у вас там — холера развилась или чума, что я могу заразиться? Или Диснейленд захватили бандиты, которые могут меня там уничтожить? У меня нет слов — я не знаю, как объяснить это советскому народу!".
И вот Мао сбросил свой френч, Хрущеву пришлось остаться в сатиновых семейных трусах. Но штука в том, что Мао плавал хорошо (и даже переплывал великую Янцзы), а Хрущев наоборот. Он брызгался, захлебывался и говорить не мог. Что произошло вскоре между Китаем и СССР — известно…
Кто был идеологом
Итак, провал в экономике и внешней политике. Но вот Гагарин и космос (освоение которого началось вообще-то благодаря сталинскому злодею Берии)… ну, и вообще, как насчет невиданного расцвета литературы, науки и искусств в 60-е годы?
Гуманитарная сфера — сложная история. Кто может ответить, кто был главным идеологом при Хрущеве (после 1957 года, то есть окончательного прихода к власти)? Тишина. Вот ведь Михаила Суслова как предельно консервативного идеолога при Брежневе как-то помнят. А у Хрущева его "мозговой центр" возглавлялся абсолютно никаким человеком по имени Леонид Ильичев. Тем не менее Ильичев — это бешеная кампания против религии, это преследования Бориса Пастернака за присуждение ему Нобелевской премии, хамство по отношению к поэтам и художникам, еще это борьба со стилягами и "тунеядцами", с "частной собственностью". Экстремальный коммунизм, почти как в Китае.
И — полная пустота по части идеологии как таковой. Марксизм при Хрущеве умер навсегда; жалеть мы об этом не будем, но ведь если бы в общественных науках веяла какая-то жизнь, то общество не осталось бы при Брежневе вообще без веры и идеологии, кроме культа ветеранов Великой Отечественной. Которых, кстати, как и вообще армию, Хрущев не любил, потому что имел отношение к самому жуткому поражению в той самой войне — Харьковскому котлу.
Он, по части литературы и искусств, пытался балансировать между сталинистами и шестидесятниками, менял гнев на милость. Почему? Потому что "оттепель" 50-х годов дала мощные всходы именно в 60-е, и Хрущев имел дело с обществом, где вдруг оказалось невиданное число молодых научных и культурных работников. А кто разрабатывал десятками постановление о создании все новых институтов, журналов и газет (которых при Сталине просто не было) в 50-е? Не столько Хрущев, сколько те, кого он устранил в 1957 году…
Он к этим устраненным — накануне того самого октябрьского пленума 1964 года — попытался обратиться за поддержкой. Даже к маршалу Георгию Жукову, который — вопреки утверждениям многих историков — в 1957 году тоже поначалу был противником Хрущева, за что был уволен уже через четыре месяца. Хрущев думал обновить власть и начать руководить по-другому? Но менять что-то было уже поздно…