Рейтинг@Mail.ru
Неописуемый гений скрипки - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неописуемый гений скрипки

Читать ria.ru в
Известный русско-американский культуролог, музыковед Соломон Волков размышляет о феномене Владимира Спивакова в день 70-летнего юбилея великого скрипача и дирижера.

Соломон Волков, музыковед, автор книги "Диалоги с Владимиром Спиваковым", участник документального фильма "Владимир Спиваков. Диалоги с Соломоном Волковым", Нью-Йорк

Мне повезло. Когда более чем полвека тому назад я из Риги приехал в Ленинград, поступив в музыкальную школу при Ленинградской консерватории, то оказался в одном классе с Володей.

Владимир Спиваков. Архивное фото
Биография Владимира Спивакова
Он был худенький (правда, и сейчас он в отличной форме), чернявый (сейчас – совершенно седой), очень живой и смешливый. Спиваков был душой класса, настоящим заводилой.

Когда на переменах Додик Голощекин (ныне – питерская джазовая звезда) усаживался за рояль и начинал лабать буги-вуги, вокруг собиралась толпа молодежи. Смешил он всех и на уроках, задавая порой учителям очень смелые вопросы, от которых весь класс прыскал в кулак.

Мне повезло еще и потому, что в классе скрипки мы со Спиваковым оказались у одного профессора. Хотя как сказать – повезло. Рядом со Спиваковым-скрипачом нетрудно было заработать комплекс. Я его и заработал. Слушая, как дивно звучит скрипка в руках Спивакова, я впервые задумался о том, стоит ли мне становиться скрипачом. В итоге решил — не стоит.

Уже тогда в игре Спивакова ясно проступали те качества, которые сделали его всемирно известным скрипачом: необыкновенно ласковый звук, потрясающая музыкальность, техническое совершенство. И глубокое проникновение в суть музыки.

Он сразу очаровывал слушателей. Его обаянию нельзя было не поддаться.

Потом Спиваков уехал в Москву и взлетел там на музыкальный олимп. Побеждал на международных конкурсах. Как скрипач он объехал полмира, не раз бывал и в США, куда я перебрался почти 40 лет назад.

Один из самых памятных американских концертов Спивакова проходил в Карнеги-холл, когда во время выступления какой-то чересчур активный "протестант" кинул банку с красной краской в Спивакова, игравшего в это время чакону Баха. "Протестант" думал, что целится этой банкой в советскую власть, но попал-то он в одинокого музыканта, стоявшего на сцене.

Спиваков мужественно принял этот неожиданный удар – ведь не зря он брал уроки бокса. Чакону доиграл до конца, завершив ее под бурные аплодисменты зала.

Это был урок настоящего "музыкального героизма".

Звездным часом Спивакова стало создание камерного ансамбля, который он окрестил "Виртуозы Москвы". Продолжая традиции, заложенные еще Рудольфом Баршаем, Спиваков сделал исполнение музыки барокко поистине популярным.

Вообще с "Виртуозами" произошла удивительная история. Они появились вовремя. Тут многое сошлось: начальство как-то размагнитилось, телевидение стало более амбициозным и предприимчивым. В тот исторический момент оно нашло в лице Спивакова идеального героя: классический музыкант мирового масштаба, широкоплечий красавец, звучным баритоном цитирующий – разбуди его ночью! – Цветаеву и Ахматову.

Спиваков прекрасно выглядел на телеэкране: величавая осанка, плавные движения рук, благородное бледное лицо. И все это возникало перед телезрителями в редком единстве, исключавшем какую бы то ни было внутреннюю фальшь.

Под руководством Спивакова "Виртуозы Москвы", пройдя через ряд мучительных трансформаций, сохранили свою репутацию самого знаменитого музыкального коллектива до сих пор.

И в этом заслуга Владимира Теодоровича. Секрет кроется в его по-прежнему юношеской изобретательности, раскованности и умении держать прямой диалог с залом.

Спиваков разрушил привычный имидж классического музыканта, который священнодействует на сцене, не входя в контакт со своей аудиторией. Он не таков. Он постоянно обращается к своим слушателем и ждет их мгновенного, сиюминутного, отклика.

На сцене он способен иногда пошутить точно так же, как делал это в годы своей юности среди одноклассников. Особенно способствуют этому знаменитые спиваковские бисы — всегда неожиданные, блестящие, искрометные и вызывающие бурную реакцию благодарной аудитории.

Иногда спрашивают: кем же является Спиваков сегодня – скрипачом или дирижером? Я бы сказал так: дирижером ему быть легче и приятнее, но и скрипку он бросать не собирается. Хотя с годами находиться в столь совершенной скрипичной форме, какую являет нам Спиваков, непросто: это требует все большего труда и времени.

Я не сторонник разделения искусства на жанры. Шостакович когда-то говорил, что любит всякую музыку – от Баха до Оффенбаха. Но все-таки есть искусство высокое, а есть – не очень. И мы иногда с горечью понимаем, что площадка для высокого искусства буквально на глазах скукоживается, как шагреневая кожа у Бальзака.

Так вот, Спиваков эту исчезающую территорию высокого искусства старается всеми силами сохранить и даже расширить. Он – великий Мастер этого дела, ему в этой области нет равных. Его девиз – "Глубокая философия – массам". Публика это чувствует, понимает и благодарна за это Спивакову. Вот почему он у нас – подлинный Народный Артист.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала