МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Антон Мещеряков. Возможное ужесточение санкций против российских компаний, разговоры о повышении налогов и планы по изменению тарифной политики привели к тому, что Банк России в пятницу решил предупредить последствия этих угроз и поднял ключевую ставку на 0,5 процентного пункта, указав, что продолжит ее повышать в случае сохранения инфляционных рисков на высоком уровне.
ЦБ по итогам совета директоров в пятницу повысил ключевую ставку до 8% годовых с 7,5%, изменения вступают в силу с понедельника. Решение регулятора было неожиданным: большинство экспертов прогнозировало, что ЦБ примет выжидательную позицию в вопросе изменения ставок, ограничившись словесными интервенциями.
"Регулятор предпочел упреждающую политику в борьбе с инфляцией. По-прежнему для регулятора ключевым показателем остается динамика инфляции, которая, согласно последним данным, совсем не укладывается в ожидания регулятора", — отмечают аналитики Промсвязьбанка.
Факторы риска
В годовом выражении инфляция на 21 июля составила 7,5%. Такая динамика цен Банк России, однако, не удовлетворила. Он ожидает, что нынешнее повышение ставки позволит замедлить годовую инфляцию до 6-6,5% к концу года.
"Замедление роста потребительских цен в июле 2014 года происходит меньшими темпами, чем прогнозировалось. При этом возросли инфляционные риски, связанные в том числе с усилением геополитической напряженности и его возможным влиянием на динамику курса национальной валюты, а также обсуждаемыми изменениями в налоговой и тарифной политике", — указывается в релизе по итогам заседания совета директоров.
Опасения регулятора вызывает, во-первых, возможное снижение курса рубля в результате появления дополнительных санкций для российских компаний со стороны США и Евросоюза. Введение санкций весной 2014 года резко ослабило национальную валюту и привело к оттоку капитала из страны.
В качестве другого негативного фактора Центральный Банк указывает возможные изменения в налоговой и тарифной политике. Власти РФ сейчас обсуждают возможность разрешить регионам вводить налог с продаж в размере от 3% до 5%. Рассматриваются также идеи поднять налог на доходы физлиц и НДС.
С другой стороны, президент России Владимир Путин в начале июля поручил правительству совместно с РЖД принять решение об индексации тарифов на перевозку грузов в 2015 году на уровне до 10%. Глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее заявляла, что возможное введение налога с продаж в регионах и дополнительная индексация тарифов РЖД могут добавить 1,5% к инфляции в РФ в 2015 году.
В пресс-релизе ЦБ также отмечается, что в результате действия этих факторов может произойти усиление инфляционных рисков, что приведет к сохранению высоких инфляционных ожиданий и создаст угрозу превышения инфляцией целевого уровня в ближайшие годы. Таргет ЦБ по инфляции в 2014 году определен на уровне 5% плюс-минус 1,5 процентного пункта. В 2015 году предполагается снижение темпа роста уровня цен до 4,5%, а в 2016 году — до 4%.
При этом Центральный Банк сохранил свой решительный настрой для борьбы с инфляцией в будущем. "В случае сохранения инфляционных рисков на высоком уровне Банк России продолжит повышение ключевой ставки", — вновь напоминает ЦБ.
Опережая инфляцию
Внезапное решение повысить ставку эксперты объясняют желанием подстраховаться на случай, если инфляция вдруг ускорится.
"Инфляция двигалась туда, куда и нужно, и для того чтобы поддержать это движение можно было, в принципе, держать ставки на нынешнем уровне", — считает аналитик Bank of America Merrill Lynch Владимир Осаковский. Главный аналитик Нордеа банка Дмитрий Савченко указывает, что рынок сейчас ждет замедления роста уровня цен в силу сезонного фактора.
"Складывается ощущение, что Центральный Банк, повышая ставку сейчас, хочет сгладить скачок инфляции в начале следующего года, поскольку известно, что есть определенный лаг между монетарными действиями и влиянием этих действий на реальный рынок, этот лаг порядка трех-шести месяцев", — предполагает Савченко.
Главный аналитик ING Дмитрий Полевой считает, что решение Банка России имеет не только упреждающий характер — на случай роста инфляции или введения санкций, — но и несет в себе сигнал экономическим игрокам.
"За повышением ставок должно последовать и повышение ставок по депозитам банков для того чтобы повысить привлекательность (вкладов — ред.)", — говорит Полевой. Такой сигнал нужен для преодоления тренда замедления темпов роста депозитов в банковской системе и увеличения зависимости банков от фондирования в ЦБ.
Другой сигнал — это намек кабинету министров. "Это четкий сигнал, что правительство должно внутри себя все-таки более аккуратно подходить к обсуждению этих инициатив (изменений в налоговой и тарифной политике — ред.)", — считает аналитик. Инфляционные последствия правительственных инициатив могут быть достаточно заметными, и ЦБ будет вынужден отреагировать ужесточением своей политики.
Не хорошо, но и не так плохо
По данным ЦБ, во втором квартале текущего года экономическая активность в стране восстанавливалась, а темп роста ВВП вышел из области отрицательных значений и сложился на близком к нулю уровне. Что касается низких темпов роста экономики, то они, добавляется в релизе, обусловлены причинами структурного характера.
Эксперт Нордеа банка обратил внимание, что регулятор вновь повторил эту фразу. Это говорит о том, что ЦБ не видит рисков для реального сектора со стороны повышения ставки.
"Тем не менее, на наш взгляд, поскольку сейчас основной тормоз российской экономики — это низкая инвестиционная активность, то повышение ставки ЦБ как минимум не улучшает инвестиционную активность в стране, а с точки зрения реалиста — оно еще и усугубляет ситуацию", — добавляет Савченко.
"Ничего хорошего в этом нет. Связь (между повышением ставки и кредитованием реального сектора — ред.) не очень большая, но, так или иначе, это шаг в нехорошем направлении для реального сектора", — отмечает в свою очередь Осаковский. Он также считает, что решение ЦБ повышает риски экономического роста в РФ в текущем году.
Полевой из ING также признает, что в условиях закрытых внешних рынков повышение ставки на внутреннем рынке сделает локальные кредиты дороже. "Но, с другой стороны, очевидно, что в текущих условиях неопределенности — и общеэкономической, и геополитической, — стоимость фондирования — это не ключевой фактор, который сдерживает инвестиции", — продолжает аналитик.
"Всем очевидно, что если сейчас, например, сделать ставку не 8%, а 4% или 2%, то нужные инвестиции, структурно значимые и здоровые инвестиции, это не стимулирует", — признает Полевой. Поэтому он считает, что Банк России поступает правильно: регулятор должен не решать структурные проблемы, а заниматься проблемой инфляции и финансовой стабильности. "Это он и пытается делать", — заключает эксперт.