Неделя завершается в разбирательствах о том, кто виноват в трагической гибели малазийского «Боинга». Пропагандистское давление США на Россию в данном случае было полностью прогнозируемым. Но, каким бы истовым ни было стремление возложить ответственность на Москву, Вашингтон не смог предъявить мировой общественности доказательств ее вины.
Обвиняя народное ополчение Новороссии и Россию, Белый дом заверяет, что имеет подтверждения – но не предоставляет их. Точно так же администрация Б.Обамы действовала в отношении Сирии: обвиняя Б.Асада в применении химического оружия, отравляющего газа зарин, обещала продемонстрировать доказательства – но не случилось. Потому что их попросту не было.
Но кто сказал, что наказание требует преступления? Вашингтон может карать неугодных собственно по факту их существования. Когда представляется такая уникальная возможность – гибель почти трехсот человек — ею нельзя не воспользоваться. Тем более, когда стоит задача накалить антироссийскую истерию. Накалить, чтобы мобилизовать собственную общественность против России и убедить европейских союзников в необходимости новых санкций.
Однако, как и в случае с Сирией, западная общественность, утомленная американскими войнами, довольно неохотно реагирует на очередные попытки довести ее до алармистского психоза. Она более не покупается на простые трюки с пробирками, которые продемонстрировал в свое время госсекретарь Колин Пауэлл в Совете Безопасности ООН, уверяя, что Ирак готов применить оружие массового поражения против всего «свободного мира».
Неужели Европе удалось «оторваться» от Америки? Сформулированный таким образом, вопрос не имеет точного ответа. Вернее размышлять о том, в какой степени Европа следует или не следует за Вашингтоном. Выполняет ли Европа, скажем, 80 процентов американских распоряжений или только 40 процентов? Очевидно, что американские войны и разоблачения Эдварда Сноудена в последние годы все глубже и глубже вбивали клин между побережьями Атлантики.
Но трансатлантический альянс держится: после Второй мировой войны Европа была на корню куплена «планом Маршалла». Так что, не питая иллюзий по поводу «развода» Европы и Америки, необходимо всеми инструментами способствовать тому, чтобы поддержка американских инициатив обходилась Европе слишком дорого.