МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. Несмотря на свое богатство и могущество, в последние годы Соединенные Штаты все менее способны достигнуть какого-либо успеха – что в мире, что во внутренней политике, пишет Том Энгельгардт (Tom Engelhardt) в статье, опубликованной The Nation.
В современной Америке, по его мнению, сформировались два центра силы – и это не президент с конгрессом, а система национальной безопасности и корпорации. И чем мощнее становятся эти два сектора, тем менее США способны удерживать власть в ее традиционном смысле как внутри страны, так и за рубежом.
Политическая система страны парализована: конгресс и президент не могут договориться по элементарным вопросам, например ремонту дорог. "Беспомощная Америка внутри мнимой мировой сверхдержавы", — так характеризует эту ситуацию Энгельгардт.
США вкладывают немалые средства в обеспечение безопасности, поддерживают сотни военных баз и форпостов по всему миру. Однако американская армия бессильна в борьбе с мировыми беспорядками, а Вашингтон при всей его военной и экономической мощи испытывает немалые трудности, пытаясь "навязать свою волю" другим странам. По выражению автора статьи, США не могут "трансформировать свою мощь во что-либо, напоминающее успех".
С этим мнением согласен журналист The Huffington Post Амитав Ахария, профессор международных отношений в Американском университете в Вашингтоне. По его словам, США если и не переживают упадок, то во всяком случае не способны больше, как прежде, устанавливать правила и главенствовать в международных институтах власти.
Автор делает вывод, что однополярный мир прекратил свое существование: начинается эпоха даже не многополярного мира, а "мультиплексного". Ахария сравнивает новый миропорядок с мультиплексным кинотеатром: множество кинозалов внутри одного комплекса, в которых идут самые разные фильмы – от голливудских до китайских. У аудитории, таким образом, есть большой выбор, и ни один режиссер не захватывает ее внимание надолго. "Мультиплексный мир", пишет Ахария, состоит из множества взаимосвязанных участников (причем не только стран, но и международных институтов, организаций и корпораций). И только вместе, а не поодиночке участники этого сообщества смогут решить насущные мировые проблемы.