ВЛАДИКАВКАЗ, 14 июл — РИА Новости, Альбина Олисаева. Санаторий "Урсдон" находится в Дигорском районе Северной Осетии и в былые годы был здравницей всесоюзного значения. Поправить здоровье или просто здесь отдохнуть приезжали люди со всего Советского Союза. Именно сюда власти республики решили привезти жителей Украины, которые были вынуждены покинуть свою родину, спасаясь от обстрелов и бомбежек украинской армии.
Все первые дни, что семья беженки из украинского Краснодона Ирины прожила в санатории, были для нее, возможно, самыми трудными в России — всеми способами она пыталась помочь выбраться своей 77-летней матери, оставшейся на Украине и сначала не хотевшей покидать свой дом.
Спастись и добраться
"Когда приехали сюда и увидели, какие здесь замечательные условия, стали искать того, кто бы мог помочь маме выехать к нам. Здесь, в санатории, в соседнем корпусе размещена наша землячка Снежана. Случайно узнала, что ее муж Володя будет пробираться с Украины в Россию. Попросила его забрать маму", — рассказывает женщина.
"Володя и мама пытались под обстрелом перейти границу, побывали в трех переполненных пунктах временного размещения, пока их не приняли в Новошахтинске, но доехать до Северной Осетии не удавалось", — перечисляет Ирина все тяготы пути, которые пришлось вынести престарелой женщине.
"Я звонила туда, в Новошахтинский ПВР постоянно, но мне отвечали, что пока людей в Осетию не отправляют, а заниматься кем-то отдельно у них возможности нет", — продолжает она.
Помог семье "человеческий фактор" — в санаторий приехал глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, которому Ирина и рассказала о том, что не может никак соединиться с матерью. В тот же день руководитель Дигорского района Казбек Марзоев попросил местных жителей помочь.
"Понимаете, у меня нет слов, чтобы выразить свою благодарность этим людям. Вы представляете, парень ехал всю ночь, проехал тысячи километров, чтобы привезти совершенно незнакомых ему людей. Я не представляю, где бы еще для нас такое сделали. Раньше мне такие люди не встречались", — говорит Ирина, не скрывая эмоций. Улыбаясь, она рассказывает о том, что мама всю обратную дорогу не переставала благодарить молодого человека приехавшего за ней.
"В результате доблагодарилась до того, что он пообещал ее еще и на море свозить", — смеется она.
По словам женщины, несмотря на пережитое, мама быстро пришла в себя. "Представляете, попросила у меня косметику. Надо, говорит, хоть подкраситься, а то как-то неудобно в таком виде", — добавляет она.
Белая вода покоя
Санаторий получил свое название в честь реки Урсдон — левого притока Терека, которое переводится как "белая вода". Здесь беженцы нашли покой и заботу. Пока они рассказывают свои истории, вокруг, не переставая, бегают дети. Понять, кто из них из Украины, а кто — из местных отдыхающих, практически невозможно.
"Наши дети сдружились с ребятами из Осетии с первого дня и все время играют вместе", — говорит другая беженка Наталья, добавляя, что "игрушек у них сколько хочешь!"
Спортивный инвентарь и игрушки детям привезли осетинские спортсмены. "Они столько всего навезли! Мячи, велосипеды, скакалки! Сначала одна машина с игрушками приехала, потом вторая, потом дошло до того, что заказы стали принимать. Такая отзывчивость просто слов нет!" — поражается женщина.
Между тем подарки для детей на этом не заканчиваются. В санаторий с детской развлекательной программой с участием клоунов приехали сотрудники республиканского министерства по делам молодежи и спорта. Горящие глаза детей были для них самой большой благодарностью.
Рассказывая о себе, Наталья говорит, что вернуться на родину она уже не надеется.
"Там, на Украине, я в списке смертников: и за мужа, и за сестру, и за зятя. Они ведь референдум организовывали. Такое они не простят", — поясняет женщина. Таких, как она, здесь много. Большинство работали на референдуме, кто-то сам был в ополчении, кто-то помогал ополченцам. Все они понимают, что на многие годы вперед их родиной станет Россия, возвращение назад они себе не представляют.
Оказавшись в безопасности, люди понимают, что санаторий это их временное место проживания и уже пытаются решать вопросы своего будущего. В числе основных проблем: жилье, социальное обеспечение, в том числе детские сады и школы и, конечно, трудоустройство, так как приехавшие из Украины не хотят быть обузой для республики.
Плохой хороший опыт
Вопросы, которые они задают, — серьезные, тем более для такого дотационного региона, как Северная Осетия, но многие проблемы удается решить за счет готовности помочь местного населения.
"У нас уже есть несколько желающих, в том числе моя знакомая, предоставить людям свои дома для проживания. Это помещения, в которых никто не живет. Хозяева приезжают туда в лучшем случае раз в месяц — посмотреть все ли в порядке. А так — это полноценные хозяйства", — объясняет глава района Сергею, которого беженцы назначили своим старшим.
"Просто надо проехать и выбрать кто, где будет жить", — добавляет он, уточняя, что в домах можно будет держать птицу и скотину. Эта новость радует людей.
Остается открытым вопрос постоянного жилья, но его можно будет решить только, когда у людей появится статус беженцев. Этой категории граждан федеральный центр ежегодно выделяет квоты на приобретение квартир.
С подобными проблемами Северная Осетия сталкивается не в первый раз. В 1990-е годы, после распада Союза, республика уже пережила массовый наплыв беженцев. Тогда, 20 лет назад, в течение короткого промежутка времени Осетия, население которой насчитывало около 600 тысяч человек, приняла более ста тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, которые бежали от шовинистической политики Звиада Гамсахурдия.
"Мы одна из немногих территорий России, которая имеет богатый и вместе с тем печальный опыт по обустройству беженцев, поэтому уверен, что возникшие вопросы нам удастся решать достаточно оперативно", — сказал, обращаясь к людям, покинувшим свои дома, глава республики Мамсуров. Эти слова звучат обнадеживающие. Люди верят, что новая родина отнесется к ним более доброжелательно, чем та, которую они знали с рождения.