СОЧИ, 14 июл — РИА Новости, Ульяна Гребенникова. Первый курортный сезон в постолимпийском Сочи, по мнению властей города, оказался успешным — по их оценкам, большинство отелей заполнены чуть ли не на 90%, в дальнейшем они ожидают, что турпоток только увеличится. Тем не менее, владельцы гостиниц и ресторанов, экскурсоводы и местные жители оптимизма властей не разделяют: огромных потоков туристов, по их словам, на улицах не видно, а номера в отелях простаивают. Уверенно о спаде туристского интереса к Сочи заявляют и туроператоры: продажи туров в Сочи по сравнению с прошлым годом явно упали.
Все хорошо, прекрасная маркиза
Сочи с триумфом принял Олимпийские и Паралимпийские игры и получил отличные оценки спортсменов и гостей со всего мира. Спустя всего пару месяцев власти города с помпой открыли очередной курортный сезон. Прогнозы на него были более чем радужные: масштабная стройка закончилась, город освободился от заборов, появилась новая инженерная, транспортная, гостиничная инфраструктура, открылись новые парки, скверы, стали доступнее горный кластер и Красная Поляна и заработал огромный магнит для туристов — Олимпийский парк. Благодаря всему этому к середине лета можно наблюдать позитивные результаты. Согласно статистике администрации, общая заполняемость более 960 объектов размещения с номерным фондом в 60 тысяч номеров, прошедших классификацию на "звездность", составила 89%. При этом самым востребованным видом отдыха стало санаторно-курортное лечение: здравницы заполнены на 93%. Заполняемость гостиниц номерным фондом более 50 номеров составляет 89%. При этом новые отели в Имеретинской низменности рядом с Олимпийским парком заполнены на 39%, в Красной Поляне на 18%.
"В 2014 году Сочи ждет увеличения турпотока на 15-18% в сравнении с предыдущим годом. Планируемая загрузка номерного фонда — 87 %, количество отдыхающих — три миллиона человек за летний сезон (май-сентябрь). В том числе порядка 300 тысяч иностранных туристов, прибывающих в Сочи на круизных лайнерах. В этом году запланировано принять 163 круиза", — рассказал РИА Новости о летних планах представитель администрации курорта.
Планы, конечно, не рекордные, но, если осуществятся, то это будет уже намного лучше, чем в два предыдущих года. Так, в 2012 и 2013 годах поток туристов в летний сезон держался примерно на уровне 2,5 миллиона отдыхающих.
Турист Шредингера
Если отвлечься от бумаг и статистик и пройти по улицам одного из главных курортных городов страны, то можно увидеть немного другую картину. Сочинцы, привыкшие к летней тесноте на улицах и в парках из-за обилия отдыхающих, удивляются простору на главных променадах. В автобусах не засыпают вопросами, как проехать к Дендрарию, парку "Ривьера", пляжу; на рынках не скупают традиционные лакомства, на центральных улицах не смущают смелыми купальными нарядами.
"Для нас этот сезон не стал рекордным и лучшим, как все надеялись. Мы даже туристов не видим особо, хотя продажи идут, без работы не сидим. Регулярно закупаем на складах курортные товары, они только и продаются. Правда, цены не поднимаем, боимся спугнуть клиента", — поделилась своим мнением продавец в одном из пляжных магазинов на главной морской набережной Рузанна Петросян.
Не отмечается наплыва туристов и на традиционных объектах показа. Представители экскурсионных фирм заявляют, что без работы не сидят, но "бьются" за каждого туриста, уговаривая посмотреть природные красоты Сочи. Самые осведомленные труженики сферы услуг — таксисты — тоже удивляются отсутствию активности отдыхающих.
"Самый большой показатель того, что люди приехали — пробки! А их нет. Я не говорю про центр, тут развязки, новые дороги все исправили. У нас же в сезон главные пробки из-за пешеходов! Я уже сколько лет по два-три часа езжу в Лоо из Сочи. Всего 20 километров проехать, а из-за того, что дорогу постоянно переходят отдыхающие, которых надо пропускать, сотни машин стоят на перевалах и горных серпантинах. Мы даже цену поднимали, чтобы поездку туда окупить. А тут уже три раза ездил на этой неделе, и все с ветерком", — рассуждает таксист со стажем Резо Годонян.
Признают слабый сезон и владельцы частных гостиниц в Лазаревском и Адлерском районах курорта.
"Вроде бы люди и есть, но вроде бы их и нет. В июле обычно у нас все номера заполнены, запись на месяц вперед идет, а сейчас нет такого. Полгостиницы простаивает. Чтобы выкрутиться как-то, я хожу по утрам на вокзал, пытаюсь с поезда привести отдыхающих, а муж записался в частные экскурсоводы и возит иногда людей в горы и на водопады. У соседей такие же дела", — признается хозяйка одной из частных гостиниц в Лазаревском Тамара Сапунова.
Туризм по правилам
Уверенно о спаде туристского интереса к Сочи заявляют туроператоры. Продажи туров в Сочи по сравнению с прошлым годом упали. Признаются, что ожидания работы после Олимпиады и действительность сильно расходятся.
"Я могу констатировать, что сезон 2014 года в Сочи хуже предыдущего. Связываю это с тем, что Сочи традиционно считают дорогим курортом. В июне объекты размещения в связи с этим были существенно недозагружены, в июле туристы стали активнее, но я думаю, что даже к традиционно "высокому сезону" в Сочи — конец июля-середина августа 100 % загрузки отелей мы не увидим", — рассказала РИА Новости генеральный директор туристического объединения "Планета Сочи" Акиншина Эллина.
На ее взгляд, есть две причины тому, что сезон не оправдывает ожидания. Во-первых, до сих пор не решена проблема транспортной доступности города. Сегодня стоимость авиабилетов по самому популярному направлению "Москва-Сочи" составляет 6-7 тысяч рублей в одну сторону. И даже если объекты размещения предлагают адекватные цены, то стоимость перелета существенно бьет по карману россиян. Отпугивает транспортная сложность и иностранцев. Всего несколько авиакомпаний совершает прямые рейсы из Европы в Сочи, потому обычно туристам приходится лететь с пересадками в Москве. Это утомительно и дорого и, как следствие, не пользуется спросом.
Во-вторых, россияне продолжают ассоциировать Сочи с дорогим курортом, и их в этом не разубеждают.
Действительно, с присоединением Крыма к России на все вопросы сочинцев о конкуренции курортов, слышится только один ответ: категории туристов разные — в Крым поедут за бюджетным отпуском, а в Сочи — люди со средним и выше среднего достатком. Хотя, даже по словам туроператоров, зачастую цены в Сочи такие же как в Анапе и Геленджике, снискавших себе славу недорогих семейных курортов.
Неизвестные гостиницы
Еще одним "подводным камнем" Сочи туроператоры называют новые гостиницы. По их мнению, резкое увеличение номерного фонда стало не плюсом, а скорее минусом курорта, так как туристы еще не знают, чего ждать от этих объектов размещения. Например, Анапу и Геленджик обеспечивает постоянным потоком туристов именно общеизвестный и "старый" гостиничный фонд.
"Структура продаж такова: относительно хорошо продаются старые объекты размещения, которые имеют свою клиентскую базу, о которых знают, хуже продаются новые объекты размещения — информации о них крайне мало у потребителей", — пояснила Акиншина.
Проблема, по мнению специалистов туриндурстрии, еще и в том, что нет достаточной рекламы новых отелей и гостиниц Сочи. И сами они не спешат рассказывать туристам о своих спецпредложениях, качестве услуг и доступности. А ведь цены у них тоже весьма привлекательные. Так, в крупнейших 4-х звездочных гостиничных комплексах в Имеретинской низменности, откуда рукой подать до Олимпийского парка и моря, с шикарным видом на горы, двухместные номера в июле стоят от 2,5 тысячи рублей. Как правило, в эту стоимость входит питание и множество услуг. При этом небольшие частные гостиницы вокруг Олимпийского парка готовы сдавать номера от 600 рублей в сутки.
На горнолыжных курортах гостиничные комплексы в стоимость номера включают также ски-пасс на подъемник. Например, на четыре дня можно забронировать двухместный номер от 7,2 тысячи рублей. При этом на курортах всячески стараются развлекать гостей, устраивая череду фестивалей, творческих и спортивных марафонов.
Хлебом и зрелищами обеспечены
Развлекать и привлекать туристов стараются и власти Сочи.
"Делаем ставку на событийный туризм, круизное направление, организацию рекламно-информационного продвижения города Сочи на федеральном и международном уровнях. Работаем в направлении создания событийных мероприятий, которые позволят нам привлечь большее количество туристов", — отметил представитель администрации города.
Власти уже презентовали "Единый календарный план значимых мероприятий, проводимых в городе Сочи в 2014-2015 годах". Так, на текущий год запланировано 87 масштабных мероприятий. Сочинцев и гостей города ждут этап Гран — При "Формула 1", Всемирная Олимпиада роботов 2014 года, Ледовое шоу Ильи Авербуха, Международный турнир по хоккею "Кубок Черного моря". А одним из ярчайших прошедших событий стал этап международной Черноморской регаты учебных парусных судов, который за неделю собрал более 360 тысяч зрителей.
Не слышатся и жалобы туристов на сервис в Сочи, который раньше отпугивал многих отдыхающих. Да и владельцы кафе, ресторанов, гостиниц всячески пытаются не ударить в грязь лицом. Во время Олимпиады же получилось. Так, отельеры бьются за возможность облагородить пляжи в Имеретинской низменности и добавить на сегодняшнюю пустынную гальку как элементарный сервис — кабинки для переодевания, душевые, шезлонги, зонты, так и дополнительный — продажу прохладительных напитков и сувениры. По словам вице-премьера, Дмитрия Козака, такая возможность у владельцев гостиниц появится, если они обеспечат доступ на "их" пляжи не только для своих постояльцев, но и для остальных туристов и сочинцев.
Получается, что в Сочи действительно созданы условия для хорошего отдыха, как для обеспеченных туристов, так и для тех, кто предпочитает сэкономить. Что действительно получится у курорта, и оправдаются ли планы властей и надежны жителей, будет посчитано в сентябре. Однако туроператоры предупреждают, что иностранные конкуренты российских курортов тоже "не дремлют". Они быстрее ориентируются в экономике туризма, лучше рекламируют и скрывают политическую нестабильность, умеют сбивать цены, выделять дешевые перелеты и устраивать невероятные "горячие" предложения, против которых сложно устоять. — 0 —