Варварским обстрелам со стороны украинских силовиков подвергаются Луганск и пригороды Донецка. Разрушены жилые дома, люди прячутся от бомбежек в подвалах.
"Мы живем, ночуем в подвале. Наши бабушки в подвалах, люди не выходят на улицы. Дочку с внучкой я отправила в Крым. Я осталась здесь с мужем и старенькой мамой. Брат здесь. Когда не бомбят – не страшно, а так, конечно, страшновато", — рассказывает Наталья Викторовна, живущая под Донецком.
На вопрос журналиста, могут ли ополченцы обстреливать Луганск, один из жителей города ответил: "Возьмем наш Каменнобродский район. Много наших ребят в ополчении. Как они будут свои семьи рушить и бомбить дома?" По его словам, после таких обстрелов даже мирные жители возьмут в руки оружие, лишь бы не сдавать Луганск украинским военным.
Один из бойцов "Северодонецкого ополчения", родом из Стаханова, пошел воевать, после того как 20 мая увидел, как стреляют по Славянску. "Не мог понять, как это, по городу стреляют. Я знаю местное население, сам местный. Поехал, конечно, в ополчение. Приехал, меня взяли, меня здесь знают, мне выдали оружие. Оружие никогда раньше не держал, служил в стройбате. Научился, владею, стреляю метко", — рассказывает он.
Ополченка из Белоруссии приехала на восток Украины после того, как поговорила с "идейными людьми из "Правого сектора", которые, по ее словам, не считают, что "на этой территории вообще есть мирное население, которое нужно оставить в живых".
Под Горловкой в результате боевых действий взорван мост, повреждены железнодорожные пути.
В других районах жители не могут собрать урожай. "Мы отсеялись вовремя, а сейчас урожай гибнет. Нас просят: ребята, давайте хоть по часу-два будем убирать. Поехали в мастерскую, посреди мастерской – воронка, в тракторах и в мастерской ни одного стекла, все выбито. Что мы будем есть, если не уберем хлеб?" – говорит житель самопровозглашенной ДНР Анатолий Николаевич.
Война разрушила жизнь многих людей в этом регионе. Похороны близких — самая страшная трагедия.
Под обстрелами и бомбежками гибнут как ополченцы, так и мирные жители. "Я только что приехал с похорон убитого мирного жителя, — рассказывает священник из Луганска отец Павел. — Люди стоят у гроба и задаются вопросом, почему так случилось. Нейтральный человек оказался крайним, и не просто потому, что не в тот момент вышел на улицу, а по существу. Паны дерутся, а у народа слезы, скорбь, смерть". Ему много приходится общаться с ополченцами и на вопрос, что это за люди, он отвечает: "Так выпал жребий. Войны никто не хотел".
Тем не менее боевые действия на востоке Украины и в самопровозглашенных республиках Новороссии продолжаются. Их жертвами становятся даже граждане соседнего государства. Утром в воскресенье фугасными снарядами был обстрелян российский Донецк, расположенный в Ростовской области. В результате погиб мужчина, женщина получила ранения.
МИА "Россия сегодня" проводит с 10 по 25 июля фотовыставку "Братоубийство: визуальная хроника", рассказывающую о мирных людях, окруженных вооруженным конфликтом на Украине и ставших его жертвами. Экспозиция представлена в московском Центральном доме журналиста (Никитский бульвар, д. 8а).