МОСКВА, 29 мая — РИА Новости. России по силам увеличить ежегодный объем несырьевого экспорта за пять лет почти наполовину, Минэкономразвития уже начало выполнять "дорожную карту" по поддержке отечественных экспортеров, рассказал замглавы министерства Алексей Лихачев в интервью РИА Новости.
Президент Владимир Путин, выступая на прошлой неделе на ПМЭФ, заявил о необходимости совершить технологическую революцию и увеличивать несырьевой экспорт России ежегодными темпами в 6%.
"Эта задача решается в рамках "дорожной карты" по развитию экспорта, в соответствии с которой объем несырьевого экспорта России в 2018 году должен достичь порядка 340 миллиардов долларов США с общим ростом на 40%. Минэкономразвития России видит в этом ключевую задачу и готово к ее реализации", — сообщил Лихачев.
Сегодня в рамках "дорожной карты" реализуется 333 проекта российских компаний, еще примерно 100 в проработке. "Сейчас проходит своеобразный разгонный этап", — отметил он.
Поддержите экспортера
Помощь нужна как крупным экспортерам, так и среднему и малому бизнесу. "Это, прежде всего, доступное, конкурентное финансирование для широкого круга экспортеров из числа крупных и средних компаний, увязка финансового содействия проектам крупных российских компаний за рубежом с их торгово-политическим продвижением, и пакетное решение в сфере финансовой и нефинансовой поддержки для малого и среднего бизнеса", — пояснил замминистра.
Из финансовых механизмов — это страхование через ЭКСАР, из кредитных — займы через Росэксимбанк, а также компенсация процентов по кредитам через Внешэкономбанк. Нефинансовый блок поддержки экспорта включает в себя, в том числе, информационные ресурсы и поддержку участия российских производителей в выставках и ярмарках.
Вместе с тем в сфере поддержки экспорта сохраняются принципиальные проблемы, требующие решения. "Проблемы две: во-первых, эти инструменты не модернизированы, то есть недостаточно эффективны и сложны в управлении, во-вторых, они не являются комплексными, они разрознены. Экспортер вынужден бегать по многим ведомствам, но даже пробежав по всем этим "окнам", как в ведомствах, так и в институтах развития, не получает единого механизма поддержки", — признал Лихачев.
Необходимо объединить имеющиеся инструменты в некий единый пакет и предложить разным экспортерам различные виды этого комплексного продукта, потому что есть лидеры рынка, которые во многом решают свои проблемы политическими методами, есть сотни крупных предприятий, заметных игроков в своих секторах, и малый бизнес, уверен замминистра.
"Для торговых представительств за рубежом и для ЭКСАРа мы выбираем средний сегмент, оставляя самые крупные проекты, такие как "Северный поток" или Сухой Superjet, для ВЭБа", — отметил он.
Центр помощи
Минэкономразвития вместе с Внешэкономбанком и ЭКСАР уже приступило к созданию в рамках группы ВЭБ нового механизма — центра кредитно-страховой поддержки.
"Его основными клиентами станет широкий сегмент крупных и средних экспортеров, поскольку очень важно обеспечить им не только страховую защиту экспортных кредитов и инвестиций, но в пакете со страхованием предложить и финансовые инструменты", — сообщил Лихачев.
Новый механизм будет создаваться на средства ВЭБа в рамках общей стратегии развития группы, вероятно, с привлечением бюджетных средств, Минфин уже прорабатывает такую возможность. "Концепцию и план конкретных действий по созданию центра, включая предложения по его фондированию, мы должны представить уже до конца года", — сообщил Лихачев.
"Мы считаем, что если ЭКСАР, у которого уже есть соответствующий опыт работы с экспортерами, начнет еще управлять неким банком в рамках общей стратегии развития ВЭБа, то этого будет достаточно", — полагает замминистра.
Автоматический отбор
Проекты, которым необходима поддержка, должны отбираться автоматически, если они соответствуют определенным критериям, убежден Лихачев.
"Экспортер, нуждаясь в поддержке, должен иметь доступ к различным мерам содействия по прозрачным процедурам и главное по объективным причинам, а не по разрешению властей. Хотя, безусловно, должны быть и четкие критерии выдачи экспортных кредитов, предоставления гарантий или страхового покрытия", — отметил он.
Здесь не должно быть какого-то ручного отбора, должна быть выстроена система продвижения российских проектов, в том числе через аппарат торговых представительств за рубежом.
Правительством поставлена амбициозная задача — "заточить" торгпредства под конкретные проекты и сделать их в хорошем смысле слова клиентоориентированными на потребности не только крупных компаний, но и предпринимательского звена, заключил замглавы Минэкономразвития.