Ханнес Свобода, председатель фракции "Прогрессивный альянс социалистов и демократов" в Европейском парламенте.
Все сегодня задаются вопросом, как помочь Украине урегулировать внутренний конфликт. Ведь гибнут люди с обеих противоборствующих сторон. Новый президент должен начать диалог со всеми жителями Украины: русскоязычными, украиноязычными, венгероязычными и всеми другими. На мой взгляд, это единственный возможный путь.
Федерализация и децентрализация — это необходимое условие для того, чтобы все члены общества, все регионы страны чувствовали, что их голоса услышаны, что их интересы представлены, что они являются равноправными гражданами. Новым властям предстоит провести большую работу, чтобы обеспечить сплоченность общества.
Одновременно Украина не должна оставаться водоразделом между Европейским союзом и Россией.
Я считаю, что неразумно предоставлять площадки для трансляции взглядов крайне одиозным украинским политикам, фактически представляющим неофашистские группировки, как это делают некоторые европейские государства. В России такие действия вызывают понятное раздражение.
Западное общество в большинстве своем также взирает на заявления руководителей формирований вроде "Правого сектора" или партии "Свобода" с большой осторожностью и опасением. Я сам и многие мои коллеги из левоцентристской фракции постоянно говорим об опасности разрастания ультраправых движений в Европе.
Мы настаивали на том, чтобы была проведена разделительная линия между сторонниками новой власти на Украине, придерживающимися цивилизованных взглядов, и неофашистскими группировками, которые не просто антисемитские или антирусские. Они, по сути, действуют против всего народа Украины.
Сейчас мы находимся в ситуации крайнего напряжения, когда проигрывают обе стороны: и Евросоюз, и Россия. Думаю, нам необходимо более ответственно осознать нынешние геополитические реалии.
Когда [Европейским союзом] создавалась программа "Восточное партнерство" для шести стран постсоветского пространства, она была названа "кольцом друзей". Мне это представляется не совсем справедливым. Ведь Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина в той же мере являются и соседями России. В то время как НАТО и ЕС стремятся вовлечь в сферу влияния все новые государства и сузить в них российское присутствие.
В реализации планов "Восточного партнерства" были сделаны как тактические, так и стратегические ошибки. Поэтому политики добрососедства в широком формате не получается. Остается только сожалеть о том, что так и не удалось реализовать общую стратегию Евросоюза и России по европейской безопасности. А нынешняя линия на конфронтацию пагубна как для России, так и для Евросоюза.
Последние дни показали, что Россия стремится обрести новых партнеров. Ей удалось это сделать с Китаем. Но вряд ли он способен помочь России с новыми рабочими местами или продвижением реформ. Евросоюзу надо быть очень осторожным, чтобы не подталкивать Россию к более тесному сотрудничеству с Китаем.
Фактор Украины не должен разрушить то, что на протяжении двух десятков лет нарабатывалось совместными усилиями России и Евросоюза. Ведь именно у ЕС, а не у США, существуют важные экономические связи и общие границы с Россией.
Но нужно найти пути, которые помогли бы создать общую платформу взаимодействия, прежде всего, в экономической сфере. Нужен поиск консенсуса, взаимоприемлемых договоренностей. Один из значимых шагов на этом пути — договориться о нейтральном статусе Украины, то есть о невступлении Украины в НАТО.
Представляется, что такое решение будет с удовлетворением воспринято в России. Я не идеализирую, и Крым пока останется проблемой, но она может находиться в замороженном состоянии при условии, если будет возможность сохранить остальную Украину как единое государство.
Режим открытого диалога с Россией куда полезнее, чем введение санкций. И есть надежа, что в процессе конструктивного разговора с Россией мы быстрее придем к взаимоприемлемому решению, когда санкции как инструмент давления будут отменены. В этом случае все стороны выиграют.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции