"Лента ордена св. Георгия стала нашим общим символом, объединяющим всех, кто чтит память о Победе в Великой Отечественной войне. Те же, кто пытается умалить ее значение, идут против исторической правды", — заявил агентству "Новости-Молдова" проживающий в Кишиневе ветеран Великой Отечественной войны Петр Рудягин.
— Петр Тимофеевич, кому сегодня выгодно, если так можно выразиться, ретушировать значение Великой Победы для наших народов и всего мира?
— Не ретушировать, а предавать полному забвению. Выгодно это в первую очередь тем, кто не желает понимать и озвучивать роль Советского Союза в борьбе с фашизмом, а также роль современной России в противодействии развитию любых ксенофобских идей и попыткам пересмотра истории. Ведь в противном случае очень многим придется признать неправоту своего отношения к событиям прошлого и настоящего. Что же касается георгиевской ленточки, то ее в качестве символа Победы выбирала не власть той или иной страны, а народы наших государств.
— К каждому из жителей Советского Союза война пришла по-своему. Где и как это тяжелое время наступило для вас?
— Мы жили в Ставропольском крае. С началом войны в армию призвали мою старшую сестру Любу, а затем и отца. Больше от него не было никаких вестей. Позже нам удалось узнать, что отец погиб в боях под Сталинградом.
Когда же в 42-м немцы вплотную приблизились к нашим краям, из членов партии и комсомольцев сформировали партизанский отряд. В августе мне с огромным трудом удалось уговорить партизан принять меня к себе. Но тогда уже полным ходом шла эвакуация, и наш отряд, уходя вместе со всеми, вскоре был расформирован.
В начале 1943 года, когда враг стал отступать из наших краев, я вернулся домой, а после был направлен учиться в 1-е Краснознаменное военное пехотное училище во Владикавказе. В ноябре того же года нас внезапно подняли по тревоге, присвоили звания сержантов и срочно отправили на передовую под Киев.
— Позвольте прибегнуть к одной из наиболее распространенных тем в беседах с ветеранами и спросить о самых опасных для вас случаях на войне.
— Однажды в метрах пятнадцати от меня оказался немец и уже целился из автомата. Но я успел отпрыгнуть, откатиться и остался жив. Все-таки нас очень хорошо готовили в училище, поэтому в такой сложный момент мне удалось не растеряться и сохранить себе жизнь.
— Помните ли вы свое боевое крещение?
— Это случилось в феврале 1944-го. Я был в числе тех, кто проводил разведку боем. Нам дали уйму патронов и поставили задачу — вызвать ответный огонь противника. Пошли вперед, начали стрелять, а немцы молчат. Так продолжалось долго. А потом как начался ад… По нам стреляли со всех сторон. Из порядка 30 человек в живых осталось, по-моему, всего трое. Выходил я к своим фактически по трупам — наших и немцев. Этот бой остался в памяти на всю жизнь. Затем 5 марта 1944 года, когда после ожесточенных сражений под Уманью мы начали преследовать врага, меня тяжело ранило.
— Вы также освобождали и Восточную Европу, а затем участвовали в войне с Японией. Скажите, кем, на ваш взгляд, были советские солдаты для западных стран?
— Мне очень хорошо запомнились радостные лица жителей Будапешта, Праги, Брно, Вены. Мы стали для них освободителями. Воспоминания каждого участника войны, которому удалось попасть в страны к западу от советской границы, могут поставить жирную точку в многочисленных спорах современных исследователей. Хочется, чтобы они почаще прибегали к рассказам очевидцев.
— Сегодня нас часто пытаются поделить на "хорошие" и "плохие" нации. В таких случаях обычно прибегают к утверждениям о том, что и в Красной Армии бытовали разногласия по национальному признаку.
— Всё это неправда. Мы были воспитаны без какой-либо ксенофобии и предубеждений к другим национальностям. Будучи курсантом, а потом, уйдя на фронт, я служил и воевал рядом с представителями самых разных народов. Хоть в основном у нас были славяне, периодически присылали и ребят из Средней Азии — узбеков, киргизов, казахов, и помню даже одного таджика, который вечно напевал народные песни. Никого тогда вообще не интересовало, кто из какого народа вышел. У нас было одно общее дело и цель одна на всех — завоевать Победу стране и миру.
— Как вы относитесь к акции "Георгиевская ленточка", которая в эти дни широко проводится в Кишиневе, других постсоветских странах, но встречает порой неоднозначную реакцию?
— Лента ордена св. Георгия стала нашим общим символом, объединяющим всех, кто чтит память о Победе в Великой Отечественной войне. Те же, кто пытается умалить ее значение, идут против исторической правды.