Дмитрий Косырев, политический обозреватель "России сегодня".
Публикация генерального директора МИА "Россия Сегодня" Дмитрия Киселева насчет трудностей восприятия украинских событий, вроде бы, перечисляет всем известные, очевидные факты (в виде вопросов). Но где вы эти факты видели все вместе? Эффект возникает неожиданный. Включая постановку нового вопроса: а что вообще можно сделать с государством, оказавшимся в подобном положении, – то есть ли из него вообще выход? Существуют ли прецеденты умного и успешного решения ситуации, подобной нынешней украинской?
Судан не подходит
Сначала кажется, что Украина – единственная и неповторимая. Так ведь все страны мира уникальны, но общее между ними всегда можно найти. Вопрос только в том, что печальных параллелей пока больше, чем радостных. Больше провалов, чем случаев успеха.
Вот, например, Судан. Было такое единое независимое государство, существовало с 1956 года до 2011 года. Сейчас, после референдума (то самое слово, которое сегодня всех нервирует), Суданов два, северный и южный. Почему? Потому что южане и северяне враждовали и воевали практически беспрерывно, потому что они считали себя разными, особенно с учетом того, что на севере единой когда-то страны жили в основном мусульмане, а на юге — более пестрая картина.
И что вы думаете, помогло? Да ничего подобного. Бывший единый Судан сейчас ссорится сам с собой, то есть северный с южным. Вплоть до военных эпизодов. А зачем тогда было делаться? И как тут не вспомнить исходную точку – 50-е годы, когда лидер египетского революционного режима Гамаль Абдель Насер мечтал о едином, объединенном Судане и Египте. В 1955-м году он пытался уговорить новые, послесталинские власти СССР поддержать его еще и в этом предприятии. Не получилось… Но на мысли эта история наводит. Типа того, что иногда сама изначальная конструкция государства содержит в себе семена конфликтов.
Но это про Украину уже было сказано сотни раз. И вообще, давайте все-таки посмотрим на хорошие примеры решения нерешаемых ситуаций.
А это – Камбоджа. Не будем вспоминать, из скольких древних государств она выросла. Возьмем недавнюю точку отсчета — 1991 год, когда началась самая дорогостоящая в истории миротворческая операция ООН. Что это было? Я бы сказал, воссоздание Камбоджи как страны. Полная переустановка системы.
И ведь что интересно, получилось. В Камбоджу в последние годы я приезжал, раз за разом наблюдая превращение когда-то фактически уничтоженной нации в нечто, вполне сопоставимое, допустим, с соседним Таиландом. В Камбоджу теперь ездят отдыхать со всего мира, а некоторые персонажи из новейшей российской истории там еще и швыряют местных матросов в море с нанятой яхты, и попадают в тюрьму.
Итак, что было сначала и что было сделано потом?
Запад против Востока
Итак, американцы, которым были нужны союзники в войне в Индокитае, посадили в 1970 году в Пномпене дружественный режим Лон Нола (давайте не будем лишний раз отвлекаться на параллели с Украиной, даже если хочется). Ненавидели его в стране так, что приход к власти в 1975 году некоего Пол Пота (а это был ставленник тогдашних ультралевых китайских властей) встретили как праздник. Продержался Пол Пот до 1979 года, но до того превратил страну в концлагерь и уничтожил от 1 до 3 миллионов человек (точных цифр нет и быть не может, убитых не считали).
Свергли его вьетнамцы, на стороне которых воевали некоторые части взбунтовавшейся армии Пол Пота. Возник международный конфликт, поскольку соседи, страны АСЕАН, не приняли сам факт военного нарушения Вьетнамом суверенитета Камбоджи, даже для свержения режима Пол Пота. Но, хуже того, остатки воинства последнего переместились на запад страны и продолжали воевать против новой власти. Причем армий и сторон конфликта в стране было не две, а минимум четыре. Были также просто банды. И продолжалось это примерно до 1998 года, хотя на западе страны и сегодня ездить надо с осторожностью.
Что же такого особенного сделала ООН? Создала нечто вроде оккупационной власти во главе с нейтральным японцем, Ясуши Акаши. Обеспечивала мир. Разворачивала программы помощи (я помню время, когда единственными нормальными автомобилями в столице были те, что принадлежали миссии ООН). Вернула в Камбоджу короля, что к Украине никак не применимо. Провела выборы. Плохие выборы (а как вы хотели?). Но тем не менее у страны, разделенной на фракции и частные армии, появилось правительство.
Фактически самой сильной фигурой в нем был человек, который въехал в Камбоджу в 1979 году на броне вьетнамского танка – Хун Сен. Запад (и АСЕАН) хотели бы видеть у власти совсем других людей. В какой-то момент в Камбодже, вполне официально, появились даже два премьер-министра – первый и второй. Оказывается, можно и так. Но проходили новые выборы, раз за разом. Народ голосовал за Хун Сена, он и сейчас там правит. Ряды вооруженной оппозиции на западе таяли. Медленно, очень медленно страна возрождалась.
Как это получилось? Самое главное: было согласие всех членов Совета Безопасности. Ни одна страна, ни одна сила не пыталась и не хотела "оседлать" ООН, чтобы доминировать в Камбодже. Можем же, если захотим.
Спросим: был ли миссия ООН полным успехом? Вовсе нет. К моменту ее вывода из страны она наделала массу ошибок. Ее членам даже постреливали вслед. Наиболее интересная и поучительная история произошла с судом над виновниками геноцида 1975-1979. Многие в ООН (прежде всего тот самый Запад) просто не могли взять в толк, что масштаб убийств был настолько громаден, что камбоджийская нация, с ее менталитетом, всерьез желала бы забыть прошлое и не судить немногих выживших убийц. История эта продолжается до сих пор… Делают вид, что судят, а на самом деле ждут, пока последние обвиняемые не исчезнут по естественным причинам.
Понятно, что перед нами самый экстремальный случай во всей мировой истории (больше таких жертв – на душу населения – в обозримый период не нес никто). В общем, Камбоджа совсем не Украина, и слава богу. Украина пока сделала только первые шаги – но вообще-то по тому самому камбоджийскому пути. И дело тут в другом: даже из камбоджийской ситуации выход нашелся.
Другое дело, стоит ли доводить ситуацию с Украиной до самого края?