МОСКВА, 17 апр — РИА Новости. Все кандидаты в президенты Алжира, выборы которого проходят в четверг, относятся к России либо уважительно, либо нейтрально, уверены опрошенные РИА Новости эксперты.
По их словам, они, вероятно, не захотят пойти на ухудшение отношений с Москвой, с которой эта северо-африканская страна сотрудничает в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ),
Фаворитом на выборах является претендующий на четвертый президентский срок Абдельазиз Бутефлика. Ему противостоят бывший премьер-министр Али Бенфлис, лидер Рабочей партии Луиза Ханун и алжирский писатель Ясмина Хадра.
ВЫБОРЫ НЕ ИЗМЕНЯТ ОТНОШЕНИЙ
По мнению руководителя Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований, эксперта Российского совета по международным делам Елены Супониной, независимо от исхода голосования кардинальных изменений в отношениях между Россией и Алжиром произойти не должно.
"Популярность России в последнее время в арабском мире велика, поскольку здесь сильны антиамериканские настроения, и Россию уважают хотя бы за то, что она может вести независимую внешнюю политику и даже бросать вызов США. Поэтому все кандидаты в президенты Алжира относятся к России уважительно или, по крайней мере, нейтрально", — сказала собеседница агентства.
"Но надо признать, что Бутефлика на протяжении десятилетий поставил ситуацию в Алжире под свой плотный контроль, в том числе, и военно-техническое сотрудничество, а это как раз та сфера, где Россия хотела бы продолжить взаимодействие с Алжиром. И наверное, для России было бы удобнее иметь дело с привычным и хорошо знакомым лидером, но здесь на ближайшую перспективу просматривается главная опасность — состояние здоровья Бутефлики, который, по мнению многих, в силу возраста уже не сможет эффективно управлять", — добавила эксперт.
В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН и бывший посол России в Ливии и Тунисе Алексей Подцероб уверен, что все кандидаты на алжирских выборах относятся к России нейтрально и будут соответствующим образом поддерживать с ней отношения.
"Мне кажется, что ярых противников и ярых сторонников (России среди кандидатов) нет, потому что в Алжире, как и в других частях арабского мира — за исключением кризисных ситуаций — существует впечатление нейтральности, то есть (они будут) поддерживать с нами отношения, но и все", — считает собеседник агентства.
АЛЖИРСКИЙ ГАЗ — КОНКУРЕНТ РОССИЙСКОМУ?
Испортить отношения между Алжиром и Москвой, по мнению экспертов, не сможет даже обострившаяся в последнее время конкуренция на европейском газовом рынке. После воссоединения РФ и Крыма в Европе активизировались разговоры о необходимости снизить зависимость от российского газа. Сделать это предлагается, в том числе благодаря поставкам сжиженного газа из США, а возможно, и увеличению поставок газа из Алжира.
По словам партнера и аналитика консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, алжирский газ вряд ли в ближайшем будущем сможет стать реальным конкурентом для российского.
"Основным рынком сбыта алжирского газа являются Испания, Португалия и Италия, тогда как российский доходит лишь до Италии, поэтому там они не являются взаимозаменяемыми источниками, это взаимодополняющие источники", — отметил эксперт.
Супонина, в свою очередь, считает, что, конкуренция между российским и алжирским газом в Европе все-таки существует, однако в последнее время две страны предпринимают попытки сотрудничать в этой сфере.
"Между Алжиром и Россией всегда была конкуренция за рынки сбыта газа, но в последние годы есть даже попытки сотрудничества по вопросам будущего ценообразования на газ и другим проблемам, к тому же спрос на газ в Европе остается большим, так что на самом деле алжирского газа России опасаться не за чем", — сказала собеседница агентства.
ИНФРАСТРУКТУРА И НЕРЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
По словам заместителя директора Института востоковедения РАН Владимира Исаева, нынешний газопровод, протянувшийся из Алжира в Европу, используется практически на полную мощность, а поставки из северо-африканской страны сжиженного газа не будут выгодны из-за относительной дешевизны газы из России, Норвегии или Голландии.
"Дело в том, что поставки алжирского газа ограничены трубой, которая идет через Испанию. Она заполнена практически на 100%, и закачать дополнительное количество газа через эту трубу просто-напросто не получится. У Алжира, правда, есть достаточно неплохой по современным понятиям флот метановозов, и он поставляет сжиженный газ. Но куда? В свое время они шли в США. Казалось бы, почему не в Европу? Дело в том, что в Европе есть куда более дешевый природный газ, скажем, голландский, или норвежский, или наш", — сказал собеседник агентства.
Кроме того, по его словам, в Европе нет достаточного количества регазификационных станций. "Самое главное, нужны заводы по регазификации, чтобы превратить сжиженный газ в более нам привычный. Такие терминалы есть только в Роттердаме, но и они тоже с ограниченной пропускной способностью. Поэтому Европа сама себя во многом загнала в ловушку", — считает Исаев.
Эксперт также полагает, что ни один европейский лидер не согласится в угоду политике отказаться от дешевого российского газа и перейти на дорогой сжиженный газ. "По подсчетам некоторых специалистов, в том числе и западных, этот газ будет стоить, как минимум, на 60% больше, чем трубопроводный. Естественно, что если какое-либо правительство в любой западноевропейской стране поднимет цену на газ на 60% для населения, то это означает, что следующие выборы оно с треском проиграет", — уверен аналитик.
Партнер и аналитик консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин добавил, что в нынешних условиях Алжиру потребуется утроить объемы добычи и транспортировки газа, чтобы заместить российский.
"Это невозможно с точки зрения объемов, поскольку, для того чтобы из Алжира пошел газ в тех объемах, которые дает в южную Европу Россия, им необходимо освоить, ну может, в три раза больше месторождений и построить еще целую кучу газопроводов через Средиземное море", — отметил эксперт.