МОСКВА, 27 мар — РИА Новости. Российская премьера международного проекта "Диана Вишнёва: Грани", состоящего из двух одноактных балетов о внутреннем мире женщины, состоится на Новой сцене Большого театра в Москве в четверг.
Эта работа продолжает серию авторских проектов прима-балерины Мариинского театра и Американского театра балета (АБТ), народной артистки России Дианы Вишнёвой. Ее предыдущие проекты "Красота в движении" и "Диалоги" получили высокую оценку публики и критики и были удостоены пяти премий "Золотая Маска" в разных номинациях. "Грани" включают в себя два балета, специально поставленных для Вишнёвой ведущими современными хореографами. Первое отделение — Switch ("Переключение") — поставил руководитель Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо, второе — Woman in а Room ("Женщина в комнате") — руководитель национального центра балетного искусства в Рубэ (Франция) Каролин Карлсон. Оба балета, не имея четкого сюжета, раскрывают перед зрителем внутренний мир женщины.
Новые грани Вишнёвой
Французский хореограф, директор Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо является, по признанию Вишнёвой, одним из ключевых людей в ее жизни. Он руководил жюри балетного конкурса в Лозанне в 1994 году, где участвовала Диана, будучи студенткой Вагановского училища, и именно он тогда настоял, что она должна получить Гран-при. До их следующей встречи прошло почти два десятка лет. И теперь зрители могут увидеть результат их совместной работы.
"Уже в 16 лет я понимала, что этот человек — неслучайный в моей жизни. Я выросла, окрепла как балерина, доросла до того, что стала делать с ним проекты", — рассказала Диана на презентации проекта в среду.
В свою очередь Майо отметил, что для него как для хореографа самое важное не тот балет, который получается в финале. "Это, надеюсь, важно для зрителей, а для хореографа важно само время создания, если развивается прекрасная история, хорошие отношения во время создания произведения, тогда в итоге должно получиться хорошее произведение", — пояснил он.
Премьера "Граней" уже прошла на сценах Сегерстрем-центра в Калифорнии и Оперы-Гарнье в Монте Карло. Однако Майо считает, что наиболее самая подходящая сцена — в Большом театре. "Здесь идеальная сцена. Потому что она достаточно большая, есть наклон, это дарит перспективу, и главное — в зале есть приятная камерная обстановка, которая позволяет зрителям почувствовать то, что происходит на сцене. Так что — да здравствует Большой!", — отметил Майо.
"Переключение" поставлено на музыку известного американского композитора, обладателя премии "Оскар" Дэнни Эльфмана. Он — автор музыки ко всем фильмам и мультфильмам Тима Бертона, а также к мультсериалу "Симпсоны", сериалу "Отчаянные домохозяйки", фильмам "Миссия невыполнима", "Люди в черном", "Особо опасен" и многим другим. Композитор приехал в Москву, чтобы прийти на премьеру спектакля в Большой театр. "Дэнни Эльфман в восторге и абсолютно счастлив, что его музыка будет звучать на сцене Большого театра", — поделился Майо.
В духе Тарковского
Второй одноактный балет, вошедший в "Грани" — "Женщина в комнате" американского хореографа Каролин Карлсон, которая призналась, что особое место в своих работах она уделяет поэзии и импровизации, а одним из любимых режиссеров назвала Андрея Тарковского.
"Диана предложила мне поставить для нее хореографическое произведение, и я была в восторге от этого проекта, особенно потому что Диана — русская, а один из самых любимых моих кинематографистов — Андрей Тарковский. Работая с Дианой, я узнала, что Тарковский очень часто обращался к поэзии своего отца Арсения", — рассказала она.
Одно из сценографических решений спектакля — окно, в котором виднеется дерево. Эта картина, как говорит Карлсон, в духе Тарковского. "В этом соло Диана очень близко приближается к Тарковскому в том плане, что здесь идет речь об одиночестве и ностальгии. Поэтому в спектакле есть и стихотворение Арсения Тарковского "Эвридика". Мне показалось, что это очень подходит темпераменту Дианы", — сказала хореограф. По ее словам, в этом балете Диана показывает себя не только как замечательная балерина, но еще и поэтесса. Также Карлсон отмечает, что даже в моменты неподвижности Вишнёвой удается многое передать.
Сама Вишнёва призналась, что Каролин удалось очень глубоко заглянуть ей в душу, а также подтолкнуть к импровизациям, что очень непривычно для классической балерины. "Я ей сказала, что импровизация — это не про классическую танцовщицу. Но она может удивительно человека подвести к тому, что вот включает музыку — и ты уже не можешь просто сидеть, из тебя, изнутри льется импровизация. Но Каролин не дает тебе спуска — нет ни одного движения, взгляда, который был бы не органичен для тебя. Здесь каждый момент ты живешь своей жизнью", — пояснила она.
В постановке "Грани" также заняты артисты Балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс и Гаэтан Морлотти. Спектакль является копродукцией Центра искусств Сегерстрём, Фонда Дианы Вишнёвой и продюсерской компании "Ардани артистс". Показы пройдут на Новой сцене Большого театра 27, 29 и 30 марта.