НОВОСИБИРСК, 27 фев — РИА Новости, Алексей Стрелец. Новосибирский зоопарк незадолго до Международного дня полярного медведя, отмечаемого 27 февраля, открыл тайну, которую тщательно оберегал на протяжении более чем двух месяцев: любимцы горожан белые медведи стали родителями. Корреспондент РИА Новости побывал в зоопарке и выяснил, как живут мама, папа и медвежонок.
В небольшом бревенчатом домике, где зимуют несколько мангустов и целый выводок любопытных сурикатов, в уголке тускло мерцает экран компьютера. За черно-белым изображением на экране сотрудники зоопарка наблюдают целыми днями, записывая то, что видят, в специальную тетрадь. Это трансляция с камеры наблюдения, установленной в "берлоге" белой медведицы Герды.
Заведующая сектором "Куньи, псовые и медведи" Новосибирского зоопарка Светлана Воробьева медвежонка увидела первой, еще в декабре прошлого года, наблюдая за тем, как ведет себя медведица.
"Он у нас в красивую дату родился, 11 декабря — 11.12.13 получилось. Как-то я сижу смотрю, а по ней, по медведице, что-то ползает. Приглядываюсь — детеныш. Вот он, видите, лежит — медвежонок, — Светлана Витальевна показывает на экран, — она его к себе прижала, спит. Они много спят сейчас".
Малыша пока наблюдают только таким образом, на экране. Герда не выпускает его на улицу, а входить к кормящей медведице опасно.
"Если март будет солнечный, она начнет его потихоньку выводить. Тут на прошлой неделе тепло было, она сама его к выходу носом подталкивала", — завсектором показывает запись, сделанную камерой в прошлую субботу.
"Все равно было страшновато — Герда медведица молодая, рожает в первый раз, мало ли что. Мы поэтому и не говорили так долго, боялись сглазить, а вдруг что-то не так. Это большое событие для нас, хоть и ожидаемое", — признается Воробьева.
Перспективная пара
Появление потомства белых медведей для Новосибирского зоопарка действительно большое событие. Последний раз самые крупные наземные хищники планеты размножались в новосибирском зверинце в 1972 году. Это, объясняет Воробьева, связано не столько с отсутствием условий, сколько с тем, что в зоопарке долгое время не было пары белых медведей, способной давать потомство.
"Сначала долгое время жила только самка, потом привезли самца. Но она к тому времени уже состарилась, ей было больше 20 лет, и, конечно, речи уже не шло о потомстве. Потом она умерла, и уже один самец остался", — рассказывает завсектором.
Проблема с медвежьими парами решилась только в 2008 году, когда одинокого самца отвезли в Москву, а взамен в Новосибирск привезли Герду и Кая — молодых зверей, которым тогда не было еще и года.
Для белых медведей построили новый просторный вольер с бассейнами и стали ждать, пока они дорастут до репродуктивного возраста.
Однако спустя год сомнений в том, что Герда беременна, уже не было. "Когда она начала в ноябре себе "берлогу" делать, тут уж стало понятно, что готовится родить", — вспоминает Воробьева.
Медведице в домик натаскали полтонны сена, которое она заботливо собрала в одну кучу и сделала подстилку. Теперь в это сено она кутает малыша, когда ненадолго покидает его, чтобы выйти за едой.
Кая и Герду в зоопарке уже называют перспективной парой и ожидают, что нынешнее потомство будет не последним. Новых медвежат, правда, можно будет ждать не ранее, чем через два года — чаще белые медведи не размножаются даже в естественных условиях.
Канистра и мороженое
Кай после рождения потомка вынужден жить в одиночестве — от медведицы с малышом его отселили. Да и посетителей мало — зима морозная. "Ему скучно сейчас. Зима, в бассейне воды нет, не поплавать. Людей тоже мало. Мы уж сжалились, дали ему любимую игрушку — пластмассовую канистру, — говорит Воробьева, — хоть он ей и гремит, нехорошо малыша тревожить".
С помятой канистрой в зубах Кай красуется перед двумя японками — посетительницами зоопарка. Девушки, умиляясь, фотографируют медведя, соскучившегося по людям. Канистру Кай любит выбрасывать из вольера, чтобы потом сесть и ждать, пока ему бросят ее обратно.
"Он вообще у нас проказник, — улыбается Воробьева,- он обязательно раскачается, посмотрит на зазевавшихся и кидает эту канистру. А Герда очень хорошо научилась попрошайничать, она передние лапы складывает и глядит на людей, кто ей что даст. Мороженое полюбили оба, люди им кидают, они мороженое уже научились ловить".
"Рыба разная, Кай вот сейчас зимой кильку полюбил, а красную рыбу не ест. Стали больше кильки давать. Мясом жирным стараемся кормить, в природе они нерпами питаются, им нужно, чтобы жир был", — объясняет завсектором.
За день Кай съедает до пяти килограммов мяса и до четырех — рыбы, не считая одной-двух буханок хлеба. Герда обычно ест чуть меньше, хотя сейчас, пока ухаживает за детенышем, вообще довольствуется только хлебом. Это, по словам Воробьевой, нормально — медведица накопила много подкожного жира, а "отъедаться" будет летом, когда малыш подрастет.
Летом в кормлении свои особенности: коррективы вносит возрастающий поток посетителей. Если в зоопарке больше людей, значит, и рыбу для медведей будут покупать чаще.
"Мы все равно следим, чтоб не только что попало не бросали, но и не перекармливали их. Если их рыбой больше кормят, значит, мы сами даем меньше. А бывает, приходится ограничивать и посетителей, говорить, что больше нельзя. Некоторые обижаются", — рассказывает собеседница.
Но самые большие проблемы приносят не те посетители, кто порывается покормить медведей чипсами и шоколадом, а те, кто бросают в вольер несъедобные вещи.
"Однажды был случай, бросили стеклянную бутылку, медведь на осколках порезал лапу. Чтоб не занес инфекцию, надо рану обработать. А как это сделаешь? Ну, мы его поманили к решетке, он перед ней встал, передними лапами оперся и, пока так стоял, через решетку быстро рану обработали", — вспоминает Воробьева.
Снежок или Снежинка
Что будет с новорожденным медвежонком, пока неясно. Как минимум, год он проживет с мамой в Новосибирске, а потом, возможно, отправится в другой зверинец. Чтобы понять, в какой из зоопарков мира его можно пристроить, нужно, как минимум, понимать, какого пола малыш. "А сейчас мы ему даже имя дать не можем, — смеется Воробьева, — может, это Снежок будет, а может, Снежинка. "Хозяев" других не искали пока".
Зато зоопарк активно ищет для своих полярных медведей спонсора. Компания, которая помогала содержать Кая и Герду, от спонсорства отказалась, и, с учетом растущей популяции зверей, нужен новый помощник.
"Маленького, может, и продадим, а эти-то останутся. Они уже друг без друга никуда, — говорит Воробьева, — Это в природе они одиночные животные, а у нас вместе выросли и друг к другу привыкли. Бывает, конечно, порычат, если одному мороженого не досталось. Подросли, стали ругаться. Но, в целом, прямо семья настоящая".