Социальная сеть Facebook была основана 4 февраля 2004 года девятнадцатилетним американским студентом Марком Цукербергом (Mark Zuckerberg), который в то время изучал информатику и психологию в Гарвардском университете (Harvard University, Бостон, США).
Свой первый проект Цукерберг запустил еще в 2003 году, когда учился на втором курсе Гарварда. Он разработал программу CourseMatch, которая давала пользователям возможность объединяться в студенческие учебные группы. Позднее он создал программу Facemash. На сайт Facemash выкладывались фотографии студентов университета и пользователям предлагалось выбрать самого привлекательного человека из ряда фотографических изображений. Сайт с этой программой пользовался большой популярностью, но Цукерберг был вынужден его закрыть из-за запрета администрации вуза.
В конце 2003 года он согласился на предложение старшекурсников братьев Кэмерона (Cameron) и Тайлера Уинклвоссов (Tyler Winklevoss) и Дивьи Нарендры (Divya Narendra) помочь им с созданием сайта знакомств для студентов университета Harvard Connection.com, но в январе 2004 года взялся за свой собственный проект и уже через месяц, 4 февраля, запустил по адресу thefacebook.com закрытую социальную сеть для студентов Гарвада. Цукербергу помогали Дастин Московиц (Dustin Moskovitz), Крис Хаг (Chris Hughes) и Эдуардо Саверин (Eduardo Saverin).
Несмотря на то, что функций на новом сайте было еще немного, он быстро стал популярным среди студентов Гарварда. Только за первые сутки работы в социальной сети зарегистрировалось 1200 пользователей, а через месяц Facebook пользовалась половина гарвардских студентов. Основным отличием Facebook от существовавших тогда социальных сетей стала именно возможность контакта: Цукерберг предложил людям простой и удобный способ обмениваться информацией друг о друге.
Вскоре эта социальная сеть появилась в других университетах Бостона, а затем стала использоваться практически во всех американских университетах. При этом братья Уинклвоссы обратились к администрации Гарвардского университета с претензией о краже интеллектуальной собственности, но администрация порекомендовала им обратиться в суд.
К середине 2004 года Цукерберг зарегистрировал компанию как юридическое лицо и занял пост ее генерального директора. Поначалу средства на функционирование социальной сети выделяли родители Цукерберга (всего они потратили на это 85 тысяч долларов), но затем он привлек значительные инвестиции: полмиллиона долларов в Facebook вложил основатель PayPal Питер Тиль (Peter Thiel). В августе 2005 года за 200 тысяч долларов был выкуплен домен facebook.com, Facebook стал официальным названием компании.
С сентября 2006 года соцсеть Facebook стала доступна любому пользователю — чтобы открыть на сайте свой профиль достаточно иметь зарегистрированный адрес электронной почты.
Первыми знаменитостями, которые завели аккаунт в Facebook, стали актер Орландо Блум, художник Трейси Эмин и основатель Википедии Джимми Уэйлс.
С начала 2008 года соцсеть Facebook была переведена с английского на 20 других языков. 20 июня 2008 года заработала русская версия сайта. В том же году суд обязал Цукерберга выплатить Тайлеру и Кэмерону Уинклвоссам 65 миллионов долларов деньгами и долей в соцсети. Однако в мае 2010 года Уинклвоссы заявили, что компенсация была рассчитана по значительно заниженной стоимости акций Facebook.
В феврале 2009 года в Facebook впервые появилась кнопка Like ("Мне нравится"), созданная разработчиками сайта для того, чтобы пользователи с помощью одного клика могли отмечать понравившиеся им заметки, фотографии или статусы друзей и многое другое. Возможность встраивать кнопку на сторонние сайты появилась весной 2010 года.
В 2010 году количество зарегистрированных аккаунтов в социальной сети Facebook достигло полумиллиарда, а Марк Цукерберг стал "Человеком года" по версии журнала Time.
В июле 2010 года Facebook внесла существенные изменения в страницу пользовательского профиля. Наиболее значимая информация о человеке (его деятельность, место жительства, дата рождения, семейное положение) была вынесена наверх страницы. Там же размещены последние фотографии из числа тех, на которых был отмечен пользователь. Владелец аккаунта получил возможность выделить в списке "друзей" тех людей, которые для него особенно важны.
Кроме того, подписчики Facebook получили возможность подробнее описать свою работу и увлечения. Пользователи стали добавлять информацию о текущих и завершенных проектах, любимых музыкальных исполнителях, спортивных командах.
17 мая 2012 года Facebook провела сенсационное первичное публичное размещение своих акций, в ходе которого получила оценку в 104 миллиарда долларов, а 18 мая торги ценными бумагами компании начались на американской бирже Nasdaq.
В ходе IPO цена на акции Facebook была установлена на уровне в 38 долларов, а продающие стороны привлекли порядка 16 миллиардов долларов. Размещение Facebook стало третьим крупнейшим IPO в истории США после Visa и General Motors. Однако в первые же дни торгов цена акций упала ниже уровня размещения и больше к нему не поднималась. Лишь 31 июля 2013 года акции социальной сети Facebook на премаркете биржи Nasdaq превысили 38 долларов, но на момент закрытия биржи акции компании стоили 37,63 доллара.
Частично восстановить доверие инвесторов Facebook удалось, прежде всего, за счет активного развития мобильного направления — ежемесячно мобильными сервисами Facebook пользуются 945 миллионов человек или примерно три четверти всей аудитории соцсети.
4 октября 2012 года число пользователей Facebook, хотя бы раз в месяц заходящих на сайт, превысило миллиард.
Штаб-квартира компании находится в Калифорнии. По данным на конец 2013 года, в компании работают более 6 тысяч сотрудников. Пользуются сетью 1,23 миллиарда активных пользователей ежемесячно и 728 миллионов активных пользователей в день. Согласно статистике сервиса SocialBakers, самая большая аудитория у Facebook в США — 166,1 миллиона пользователей, а в России этой социальной сетью пользуются около 6,7 миллиона человек. По данному показателю Россия находится на 30 месте.
Чистая прибыль Facebook по US GAAP составила за третий квартал 2013 года 425 миллионов долларов против убытка в 59 миллионов долларов годом ранее.
Выручка соцсети за июль-сентябрь выросла на 60% — до 2,02 миллиарда долларов.
Общая рекламная выручка Facebook в третьем квартале 2013 года составила 1,8 миллиарда долларов или около 89% от общего дохода соцсети. На долю мобильной рекламы пришлось 882 миллиона долларов или 49% от рекламной выручки.
В совет директоров компании входят: гендиректор Facebook Марк Цукерберг, операционный директор Шерил Сандберг, а также Марк Андреессен, Эрскин Боулз, Сьюзан Десмонд-Хеллман, Дональд Грэм, Рид Хастингс и Питер Тиль.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников