1 января в российский прокат выходит фильм "Невероятная жизнь Уолтера Митти", главный герой которого, одинокий, неприметный и застенчивый мужчина средних лет, работает фоторедактором в журнале Life и тайно влюблен в девушку из бухгалтерии. А еще он частенько витает в облаках и в мечтах представляет себя то супергероем, спасающим мир, то храбрецом, дающим отпор негодяям. Когда руководство журнала заявляет о закрытии бумажной версии Life, судьба последнего номера оказывается в руках Уолтера Митти и его реальная жизнь в одно мгновение становится увлекательнее любой фантазии. В Москве картину лично представил режиссер, продюсер и исполнитель главной роли Бен Стиллер, который поговорил с обозревателем РИА Новости об Уолтере Митти как образцовом персонаже, о недостатках цифровой эпохи и о том, почему нужно снимать кино на пленку. Беседовала Наталия Григорьева.
— Прежде всего, хотелось бы поблагодарить вас за замечательный фильм, на мой взгляд, один из лучших в этом году.
— Правда? Большое спасибо, очень приятно это слышать.
— Ждете каких-либо номинаций? На "Оскар" или "Золотой глобус"?
— Я не думаю об этом, так как это не зависит от нас, создателей картины. Признание в любой форме всегда приятно, но мы делаем кино ради зрителей, связь с ними гораздо важнее. Но получить номинацию было бы здорово (смеется).
— Так или иначе, ваш фильм достоин этого.
— Еще раз большое спасибо!
— Основой для сценария "Невероятной жизни Уолтера Митти" послужил одноименный рассказ Джеймса Тёрбера, написанный в 1939 году. В 1947 году по нему впервые был снят фильм с Дэнни Кэем в главной роли, а теперь, более чем 70 лет спустя, выходит ваша версия. Как вам кажется, почему эта история до сих пор актуальна и можно ли назвать ее вечной?
— Мне кажется, что Тёрбер попал в точку, создав поистине образцового персонажа — парня, который спит наяву. У него в голове целый мир, о существовании которого люди вокруг даже не подозревают. На вид он абсолютно нормальный, ничем не примечательный, может быть, даже скучный человек, а внутри у него огромный потенциал, он представляет все эти удивительные приключения со своим участием. И это относится к каждому, у всех у нас есть внутренние версии нас самих, мир, который мы не обязательно переносим в реальность. Вот почему эта история существует на протяжении стольких лет. К тому же Тёрбер — прекрасный писатель, автор этого красивого крошечного рассказа, в котором ему удалось передать меланхолическое настроение персонажа и его внутреннее благородство, которого никто не замечает.
— В первую очередь ваш фильм — о мужестве проживать реальную жизнь. Но в нем также возникает и играет не последнюю роль тема окончания эры печатных СМИ. Для критиков и журналистов, которые проходят через это и сталкиваются с этим в работе, такая линия в фильме становится значимой, а важна ли она для обычных зрителей?
— Все мы живем в то время, когда подобные вещи остаются в прошлом, все, что раньше было осязаемым, становится цифровым. Чувствуется нехватка реально существующих вещей: газет, фильмов, снятых на пленку. Даже то, как мы теперь получаем информацию — она стала быстрой и доступной, ее очень много, мы поглощаем ее и передаем. Это влияет даже на общение между людьми, которые сейчас разобщены, так как вокруг столько всего, что отвлекает внимание. Для меня все это взаимосвязано. Исчезают какие-то журналы, это влияет на людей, работающих в этой индустрии, но этот процесс является более глобальным явлением с точки зрения того, как меняется наша жизнь и какими поверхностными становятся отношения.
— Именно поэтому вы решили снимать свой фильм на пленку, а не на цифру, и почти отказались от использования "зеленого экрана" для создания спецэффектов?
— Лично я предпочитаю пленку, и уж если сюжет фильма в каком-то смысле затрагивает эту тему, то я посчитал, что кармически необходимо снимать его на пленку. Герой же занят тем, что просматривает негативы, значит и у нас должны быть самые настоящие негативы, на которых и будет записана наша картина.
— Работать с пленкой было сложно?
— Нет. Главное, что в наши дни все еще можно снимать кино на пленку. Я помню, что 20 лет назад, когда я работал над своим первым фильмом, монтаж все еще был ручным, но эта технология уже уходила в прошлое. Сейчас уже никто не монтирует вручную, однако снимать на пленку все еще возможно. Но и эту технологию можно считать исчезающий, потому я считаю, что как можно больше режиссеров должны попробовать снять что-то на пленку.