Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Умер Юрий Яковлев, артист, на котором гусарский мундир, царская шуба и малиновые штаны смотрелись одинаково органично.
Молодые коллеги по театру Вахтангова называли Юрия Яковлева "наш суперстар". Конечно, он был мегазвездой, королем экрана и сцены, кумиром всех дам, нереальным красавцем с бархатным голосом и дворянскими манерами, везунчиком, которому довелось сыграть роли, о которых мечтает каждый актер.
Говорят, больше всего в свободное время он любил покопаться в машинах — по первой специальности Яковлев был автомеханик. Любил веселье, друзей, слыл жизнелюбом.
Он всегда говорил, что рассмешить зрителя — это самая сложная актерская задача. И самая ценная. А он это делать умел!
"Требую продолжения банкета!", — эта фраза управдома Бунши, который оказался на месте царя Ивана Грозного, стала по интернет-опросу самой популярной цитатой советского кино.
"О, тепленькая пошла", "Какая гадость эта ваша заливная рыба!", "Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам", "Царь. Очень приятно, царь!", — эти крылатые слова, которые произносят герои Яковлева, не просто знакомы уже которому поколению зрителей, они давно уже стали частью нашей жизни, культурным кодом, по которому мы всегда узнаем своих.
Конечно, Юрию Яковлеву повезло встретить великих режиссеров, сняться в самых лучших, самых любимых фильмах, которые будут смотреть и любить, сколько бы лет не прошло.
Но будучи настоящим учеником вахтанговской школы, где импровизация, эксперимент, личность актера на первом плане, Яковлев всегда был соавтором каждой своей роли. И в каждом его герое есть часть его "природы".
Вот почему Ипполит, скучный, однозначный по сценарию персонаж, превращается в исполнении Яковлева в сложного драматического героя, который вызывает у зрителей массу противоречивых эмоций: "Потрите, пожалуйста, спинку, что вам, жалко…".
Актерский диапазон Яковлева был непостижимо широким. Даже невозможно его определить его амплуа — он был одинаково убедителен и в трагической роли князя Мышкина ("Идиот"), и в сюрреалистическом образе пацака Би ("Кин-дза-дза"). В кино он сыграл более 80 ролей — если в титрах значилось его имя, все прилипали к экранам.
На сцене театра им. Вахтангова Юрий Яковлев сыграл более 70 ролей, среди которых были и Панталоне в легендарной "Принцессе Турандот", и Хлебников в "Конармии" Исаака Бабеля, и Моцарт, и Казанова.
Будучи человеком невероятно красивым, ярким, жизнерадостным, энергичным и бешено популярным, он никогда не был замешан ни в каких некрасивых историях, скандалах, его имя не трепала желтая пресса, он был выше всего этого.
Интеллигентность, как и аристократизм были у Яковлева, видимо, врожденные. "Природа", — сказал бы он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции