C.-ПЕТЕРБУРГ, 27 ноя — РИА Новости, Илья Григорьев. Спектакль "Музыка серебряных спиц", созданный на основе произведений Бориса Гребенщикова, отмечающего в среду шестидесятилетие, впервые представят публике в пятницу на сцене петербургского "Мюзик-Холла". Корреспондент РИА Новости побывал на репетиции спектакля, созданного по мотивам знаковых произведений БГ, где увидел балет в декорациях растаманского праздника и "окно" в голову Гребенщикова.
Mamma Mia! Переезд
Первое, на что обязательно обратит внимание петербургской меломан на входе в зал "Мюзик-Холла", — это известная петербургская ска-группа Markscheider Kunst, компактно занимающая правую часть сцены. Они оказались втянутыми в этот проект стечением обстоятельств полтора месяца назад.
Труппа во главе с режиссером Виктором Крамером не могла репетировать в "Мюзик-Холле", так как его пространство занял московский мюзикл Mamma Mia!. Чтобы продолжать работу над постановкой, пришлось переехать на время в Центр современного искусства Сергея Курехина.
В одном из его помещений репетировали Markscheider Kunst, которые тут же приглянулись режиссеру. За шесть недель они аранжировали под свой состав порядка сорока песен "Аквариума" и стали в спектакле главными ответственными за музыку.
Сюжет с обещанием надломов
Открывает постановку хореографический номер с использованием сегвея. Высокотехнологичное средство передвижения придает танцу эффект плавного полета, но главная фишка номера все же в руках танцора, который, благодаря пластике, умеет превращать их в крылья. И от этого темные до сих пор декорации начинают обретать небесные тона.
Далее по настроению и подаче спектакль наводит на ассоциации со знаменитым фильмом Джулии Теймор "Через вселенную", в котором за основу было взято творчество легендарной ливерпульской четверки. Актеры также вдохновенно передают присущий музыке "Аквариума" и The Beatles дух юношества, заряженный глобальными мечтами и высокими идеалами.
Декорации в буквальном смысле переносят героев с неба на землю и обратно, из-за чего возникает иллюзия — в этом мире возможно все. Именно таким оказывается в спектакле мир песен БГ. Он светел и чарующ, но, вопреки первому по-растамански радужному впечатлению, режиссер анонсирует в сюжете несколько надломов. Обещает и ружье на стене. Но полностью сюжет до премьеры не раскрывает.
Велосипедный хит отечественного производства
Оформление сцены в большинстве номеров напоминает гигантскую пустую глазницу, будто глядящую в зал. А зритель видит в глазнице бескрайние поля с сутулыми деревьями и чем-то вроде больших сачков, развивающихся на ветру. На этом фоне главные герои ведут мечтательные диалоги, которые своим смыслом предвосхищают следующие за ними песни.
Все это очень напоминает символизм знаменитого дизайнера музыкальных альбомов Сторма Торгерсона, работавшего с Led Zeppelin и Pink Floyd. Один из его любимых образов — глаз, в чьем зрачке можно усмотреть планету земля, — появляется в зале в виде воздушного шара на заглавном номере спектакля — "Музыке серебряных спиц".
Пока он летает над партером, танцоры на сцене показывают хореографические номера с велосипедными колесами в руках. В этот момент спектакль выглядит как классический мюзикл, где под последний барабанный залп все танцующие собираются в кучку, улыбаются и машут ладошками.
Только в данном случае машут велосипедными колесами. И это порождает ощущение, что, как только доиграет "Музыка серебряных спиц", сразу начнется а капелла главный велосипедный хит западного рока — Bicycle Race группы Queen.
Велосипедная тематика будто намекает — у нас есть отечественный шлягер-посвящение двухколесным. А трактовал ли "Музыку серебряных спиц" кто-то так до мюзикла — вопрос открытый.
Декорации с мотивами митьков
"Битва за названия меня мучает. Назовите спектакль, как хотите. Но у мюзикла есть свои рамки. Есть еще музкомедия, водевиль, оперетта, опера, рок-опера. Когда мы с Гребенщиковым пытались придумать подходящее слово, при всех этих словах у нас перекашивало лица", — говорит Крамер.
По его словам, у постановки было два пути. Первый из них – ностальгический, с "Сайгоном", Пушкинской, 10 и рок-клубом. Но этот вариант БГ сразу не понравился, да и режиссер был против, так как "музыка "Аквариума" слишком современна для ностальгии". Поэтому сошлись на сказке-фантазии для взрослых. "С эдаким Зазеркальем. Или Загребеньем, как мы его называем", — уточняет режиссер.
Уточнение "для взрослых" кажется впервые оправданным на песне "15 голых баб". Во время нее из фойе театра в зал входят пять гигантских надувных кукол с формами налитых барышень, чьим боди-артом занимался художник-митек.
"Большее количество надувных баб, заложенное в названии песни, в зал бы просто не поместилось. Хотя нам бы очень хотелось иначе", — поясняет режиссер.
В течение номера куклы достигают сцены, где показывают неуклюжую, а оттого чем-то даже смешную хореографию. И вызывает ассоциации уже со знаменитыми надувными куклами на концертах The Rolling Stones.
Всему творчеству "Аквариума" присущи многослойные трактовки и неоднозначность в понимании смыслов, заложенных Гребенщиковым. Она возникает даже среди матерых поклонников. Так, может, и множественные ассоциации с лучшими представителями западной рок-музыки не так уж и случайны? Может быть, это тонкий намек на то, что "Аквариум" — это наше все? А пустая глазница, глядящая в зал, — как бы окно в голову Бориса Борисовича?
Легендарные персонажи в фантастической голове
Режиссер Крамер говорит, что постановка, прежде всего, создана для тех, кто ни разу не слышал БГ и группу. И в этом есть заведомое лукавство. Ведь спектакль будут смотреть, в первую очередь, именно поклонники Гребенщикова. И не просто смотреть, а детально разбирать на форумах, заливать записи в торренты, а главное — искать в спектакле двойные смыслы и неочевидные символы.
Крамер добавляет, что спектакль еще ни разу не был сыгран одинаково. И вряд ли будет. Есть несколько неизменных зрелищных атрибутов, вроде глаза или дутых барышень, а в остальном постановка очень подвижна, и актеры каждый раз привносят что-то новое. Высшего порядка в постановке нет.
"Гребенщиков создал невероятное количество легендарных персонажей — капитан Воронин, старик Козлодоев, Паисий Пчельник, сестра Хо, Билли Боб Харлей. Я не знаю, откуда берутся все эти люди в этой фантастической голове! Поэтому проблем со сценарием не было, но визуально спектакль все еще подвижен", — говорит Крамер.
Этот поезд не в огне
Что выйдет в итоге, какие смыслы в постановку получится заложить — интересно даже режиссеру. Изначально ясно одно: масштаб у некоторых декораций достигнет таких размахов, что скрыть их создание от зрителей будет невозможно. Хотя бы потому, что они их в некоторой степени и оплачивают.
На финальном номере под песню "День радости" на сцене появляется поезд в натуральную величину. Поклонники БГ насобирали на создание этой декорации миллион рублей. Но поджигать конструкцию, вторя песне "Этот поезд в огне", не стали. Ведь понимать БГ буквально нужно далеко не всегда. Хотя наверняка кто-то думает иначе.