Новая книга Парфенова из серии "Российская империя" по мотивам одноименного документального сериала рассказывает о времени, когда российская империя стала одним из могущественнейших европейских государств, — второй половине 18 века.
Глава 8
Многообразие деяний
У постамента памятника Екатерине II в Петербурге со всех сторон — фигуры виднейших деятелей эпохи, "екатерининских орлов". Сухопутные победы России олицетворяют три полководца: Суворов, Потемкин, Румянцев. Наука и культура: глава Академии наук, единственная "орлица" княгиня Екатерина Дашкова, возле нее — поэт Гавриил Державин. Два флотоводца, "отцы" морских побед империи: граф Алексей Орлов-Чесменский и адмирал Василий Чичагов. Государственный ум России представлен князем Александром Безбородко — любимый секретарь Екатерины, он держал в руках все нити управления, а граф Луи Филипп Сегюр отзывался о нем так: "В толстом теле Безбородко скрывал ум тончайший". Рядом — Иван Бецкой, деятель просвещения, управлявший Академией художеств и основавший первый в стране Институт благородных девиц, знаменитый Смольный. Девять фигур, означающих многообразие деяний в царствование Екатерины.
Многообразие рискует показаться чрезмерным, часть усилий — напрасными, цели — недостижимыми. Но это было время молодой бодрой империи. Куда только не заносило тогда русский ум, русский флаг и русскую шпагу!
В парке Ораниенбаума высится шедевр архитектора Ринальди — Катальная горка. Простонародные катания на Масленицу выросли до ансамбля длиною в полкилометра — на спуске разгонялись до шестидесяти километров в час! Съезжали в колясках на колесиках по врезанным в скаты колеям. Трасса для спуска располагалась посередине, по бокам — канатные подъемники колясок. По крытым галереям прогуливалась публика. Это первая архитектурная постройка такого рода, и российский приоритет тут несомненен. Но как во всем мире салат называется "русским", а у нас — "оливье", так и аттракционы "ух, захватывает дух" во всем мире — "русские горки", а у нас — "американские". А ведь строительство Катальной горки в Ораниенбауме было завершено еще до провозглашения независимости США.
С горки не съезжали уже двести лет. Да и самой горки не осталось — сейчас на ее месте широкая аллея. Но жив павильон, изумительных бирюзовых оттенков залы, драгоценная коллекция фарфора. Может, чересчур красиво для простого увеселительного сооружения, но Катальная горка — это первое, что начинает строить Екатерина, став императрицей. Государыня лично следила за сооружением аттракциона — приезжала на объект и раздавала рабочим серебряные рубли. Правда, нет свидетельств, что она хоть раз съехала с горки сама. Зато точно известно, что сюда она за ручку приводила гулять маленького внука Сашу, будущего Александра I.
Как мать Екатерина себя не проявила — она совсем не занималась Павлом. Зато бабушкой оказалась идеальной: внуков забрала на воспитание к себе. Про будущее царствование Павла она словно забыла. Именно Александра видит Екатерина своей сменой. Самое чудесное дитя Европы растят по последнему слову педагогической мысли. У Саши от рождения не колыбель, а кровать — чтобы не вздумали баюкать. В детской прохлада. На руках ребенка не носят — выкладывают на коврик, чтобы больше ползал. Великая бабушка сама пишет для внука букварь, сочиняет сказки.
Екатерина сообщает Гримму: "Теперь отгадайте, чем я здесь забавляюсь. Вы, наверное, того не подозреваете: показываю азбуку Александру, который еще не умеет говорить и которому всего только полтора года […] У меня только две цели впереди: одна — раскрыть ум для внешних впечатлений, другая — возвысить душу, образуя сердце. Моя азбука начинена картинками, всё это наглядно и ведет к цели; все, даже папенька и маменька, говорят, что это хорошо".
Отрывок предоставлен издательством "Эксмо"