О том, как меняется региональное телевидение, как влияют на эфир политические веяния и почему «динозавры» ТВ уходят в интернет, накануне Всемирного дня телевидения в интервью корреспонденту РИА Новости Григорию Крониху рассказала продюсер и известный новосибирский тележурналист Анастасия Журавлева.
- Анастасия Петровна, что сейчас происходит на местном телевидении?
— Не могу говорить за все телевидение, я хорошо знаю локальные проекты, с которыми работаю, но не заметила ничего, что бы меня потрясло или заставило восхищаться на местном телевидении в последнее время — включая и собственную работу.
- Есть ли у новосибирского телевидения свое лицо?
— Да, это я (смеется). Провинция — это не прописка, а способ мыслить. "Новосибирское телевидение" — в этом термине не только география, но и уничижение, потому что телевидение или есть, или нет. Если говорить о местных каналах, их можно разделить условно на две группы.
Так, есть каналы с хорошим контентом, но с минимумом эфирного времени. Это каналы МИР-СТС и ГТРК — российское телевидение обладает лучшими производственными мощностями, было и остается законодателем на местном рынке новостей.
Вторая группа каналов имеет много эфира, но им не хватает инвестиций для качественного производства. Сегодня производством занимаются 49-й канал, Регион-ТВ, ОТС — все, по большому счету.
Я понимаю, что 49-й канал выполняет какую-то возложенную на себя социальную функцию: "мы местные — мы можем", но при отсутствии инвестиций и здравого смысла при подходе к выбору контента результат получается не впечатляющим. А здравый смысл теряется, как только ты становишься вещателем и производителем в одном лице. Это устаревшая модель.
- А в других регионах он есть?
— И в других я этого не встречала, зато там есть больший запрос на креативный продукт. В Тамбове есть телекомпания, которая организована, как ОТС, которая оправдывает мое вечное негодование частника по поводу того, что кому-то достается госбюджет. "Коситься" на них не хочется — на таком серьезном уровне снимают серьезное документальное кино.
Состояние телевидения, как и всего остального у нас в России, на 100% зависит от той личности, которая им руководит. Вот руководит ГТРК "Алтай" Олег Говорщенко, человек который сам прекрасно понимает, что такое вещание, у него есть своя позиция, он отстаивает ее, вот он и ищет разные способы развития…
— "Народный политик" — это первое политическое реалити-шоу. Мы отобрали сначала 30, потом отсеяли из них 10 кандидатов, которые проходили тренинги, защищали свои проекты, а победитель стал советником губернатора Алтайского края. Проект был шумным, до нас политическое реалити-шоу никто не делал. Кроме того, это был социальный лифт — реальный, о котором так все любят говорить.
У телевидения есть неслыханные маркетинговые возможности — социальные и политические, в частности, оно может решать и вопрос социальных лифтов, а ведь это острейшая проблема.
Как только вы мне, темной, укажете на телепроекты, которые решают проблему социальных лифтов, дают возможность с помощью телевидения двигаться дальше — я признаю, что новосибирское телевидение очень современное. Я таких проектов не знаю — может быть "Ордынка", как ни странно, хоть это и музыкальный конкурс.
- Как началась ваша телевизионная карьера?
— Я попала в эфир в четыре года. Была у мамы на работе (Роза Литвиненко, известная тележурналистка), шла по коридору, меня увидел режиссер детской передачи, что-то там у них случилось. Он меня спросил: "Стихи знаешь?", я сходу ему прочла "У лукоморья дуб зеленый", он умилился и повел меня в студию, сразу в эфир. Мама оглянуться не успела — ребенок пристроен.
Так продолжалось до 14 лет, когда мама сказала: "Хватит работать лицом, ты знаешь как, но не знаешь — о чем, когда узнаешь, тогда и продолжишь. Вернулась я в 18 лет. Тогда погиб Цой, и для меня, как человека поколения, это было важной темой. Мама ее одобрила, но никогда в жизни ничего на меня не писала и не делала. Подозрение в этом всегда было.
Даже когда недавно вышла передача "Кстати, о погоде", где я работаю ведущей, в комментариях к этой новости кто-то приписал: "А вы знаете, кто у нее мама!". Мне казалось, что я уже доказала свою самостоятельность.
— Это идея Яши Лондона, мне она показалась красивой. Это целевая аудитория, которая была со мной и Машей Лондон тогда, когда мы значительно чаще были в эфире. С нашей помощью восстанавливается та аудитория, а чтобы привлечь новую появился Леша Мазур, совершенно новый человек для ТВ.
- Сколько живет телевизионный проект? Известно это заранее?
— Да, сейчас все регламентировано, все определяется бюджетами.
- Что для вас значат те времена "когда мы значительно чаще были в эфире"? Как вы тогда жили?
— Это было лютое время. Утром я могла готовить заливное в передаче "Прошу к столу", в это время раздавался звонок, что-то случилось, и я ехала снимать сюжет. Отсняв, озвучив, смонтировав сюжет для НТВ, я возвращалась в студию, доделывала заливное, одновременно готовила вечерние бизнес-новости. А в воскресенье я еще снимала ток-шоу — по четыре выпуска подряд. Так продолжалось почти 15 лет.
- Как выдержать такой график?
— Именно потому, что некогда думать об этом, быстрее забываешь про усталость. Кто хватанул телевизионной бациллы, тот не может от этого отказаться… Не думаю, что сейчас возможна такая жизнь, и я бы сейчас так не смогла, потому что тогда была уникальная ситуация — там столько зависело от тебя как человека, от скорости принятия моего решения зависело — выйдет ли мой сюжет на 10 минут раньше, чем у другого канала…
Еще мне повезло с генетикой, в моих сутках не 24, а 48 часов, я до сих пор дольше других могу держать внимание, сидеть в монтажной… Друзья называют меня "человек, который не спит".
- Это же сумасшедшая жизнь!
- В чем были плюсы и минусы советского телевидения?
— Я его мало захватила. Я была помощником режиссера и перед эфиром носила папку с сюжетами к цензору… Зато в то время на студию мог приехать симфонический оркестр и дать концерт в прямом эфире. И зрители, не покупая билетов, могли посмотреть концерт. Сейчас это невозможно.
Советское время — время созидания, тогда придумывались технологии, жанры. В перестройку их просто наполняли новым смыслом. Были высокие профессиональные требования.
Затем пришли новые руководители и решили приблизить улицу к себе. В итоге сами на нее спустились — стало чуть больше сленга, чуть больше крови, меньше культуры и так далее. Именно тогда, мне кажется, при переходе от советского к демократическому периоду и произошла депрофессионализация телевидения.
- Вместе с новым временем на телевидение пришла политика…
- Что будет с местным телевидением дальше, как вы себя в нем видите?
На местном телерынке было несколько всплесков, перераспределений ресурсов. Была история болезненного раздела собственников 12 и 4-го каналов. Нынешний рынок устоялся всего несколько лет назад. И я не вижу на сегодняшний день вероятность перераспределения, а на таком рынке скучно. Мне кажется, неизбежна политизация — впереди год выборов мэра, потом губернатора. Я имею в виду в ближайшие пару лет. А дальше загадывать я не готова.
Мы сделали сюжет "Флешмоб по-русски" — он в телевизоре никогда не был, а в интернете собрал более 600 тысяч просмотров, так скажите что круче — показать его на новосибирском ТВ или YouTube? Кроме того, в наше время трудно рассчитывать, что зрители будут сидеть и ждать тебя в эфире, если можно включить запись любой передачи.
Не важно, для какого канала распространения делается контент, все равно для этого нужен телевизионный опыт. С технологической стороны я вижу впереди симбиоз телевидения и интернета.
Кто был одним из первых кукольных героев передачи "Спокойной ночи, малыши", какая специальность у бывшей ведущей программы "Здоровье" Юлии Белянчиковой, какой известный певец посвятил конкурсу "А ну-ка, девушки!" песню, какими словами каждый раз приветствовала аудиторию знаменитая тетя Валя в передаче "В гостях у сказки" и другие вопросы в викторине РИА Новости, посвященной Международному дню телевидения >>