ВЛАДИВОСТОК, 14 ноя – РИА Новости, Илья Горбунов. Проблема парковки в центре Владивостока вызывает бурные дискуссии в интернете и прессе. Водители заявляют об отсутствии нормальных автостоянок, обвиняя в бездействии муниципальные власти.
Особое внимание проблема получила в последние месяцы – после появления в городе системы видеофиксации нарушений "Паркон", а также активизации работы эвакуаторов. Корреспондент РИА Новости лично проверил, есть ли куда приткнуть машину в центре Владивостока, и узнал, как парковки превращаются в офисные здания.
Страшно быть автомобилистом
"Это — ужас! Я почти час искал место для парковки перед вашей редакцией на Семеновской. Как такое возможно, сил моих нет!" — сразу от дверей громкими жалобами встретил меня товарищ, забежавший за флэшкой.
Забрав ее он, продолжая причитать, покинул офис, оставив меня в задумчивости. В скором времени я должен получить права, а дома в коробочке из-под сигар лежат накопления на машину. Но когда я ее куплю, где мне ежедневно парковаться в самом центре Владивостока, чтобы голова не болела, да и карман не опустел раньше времени?
Кроме того, есть еще и "бич" современных автомобилистов – система видеофиксации "Паркон". Первая машина, оборудованная ею, вышла на дороги Владивостока в конце апреля. А по данным на сентябрь, автоинспекторы при помощи "Паркона" наказали уже 4,3 тысячи автомобилистов на сумму почти 7 миллионов рублей.
После такой статистики мысль о покупке машины показалась уже не столь заманчивой – в отличие, например, от путешествия на скопленные деньги на Кубу. Но что-то не позволило мне принять слова об отсутствии парковочных мест на веру, и я решил пройтись по центру с целью "охоты" на возможные пристанища для моего будущего авто.
Стоянка на любой вкус
Альтернативой для тех, кто не хочет становиться нарушителем правил парковки, являются платные стоянки. В историческом центре Владивостока таких достаточно. Например, парковка за зданием торгового центра на Семеновской площади. Выглядит она весьма современно: автоматические шлагбаумы, прибор для выдачи карточек оплаты и хороший асфальт. Через дорогу – вторая, возле торгового центра "Родина". Здесь шлагбаум заменяет веревочка, зато машиномест больше, чем на соседней стоянке. Свободные места были на обеих.
"Да у нас особо машины и не оставляют. Разве что только на часок или на ночь. Места есть всегда, зато вдоль дороги нет ни одного свободного участка. Некоторые даже вторым рядом свои авто бросают", — рассказал охранник Алексей.
Я поинтересовался у тех, кто воспользовался услугами платной стоянки: почему они не следуют примеру большинства, а оплачивают 50 рублей за час парковки?
"Дорого, конечно, но штраф за нарушение правил дорожного движения больше. Да и хоть какая-никакая, но иллюзия, что с машиной все будет в порядке и ее не угонят", — объяснил свой выбор водитель Федор Малышев, который припарковал здесь свою далеко не самую дорогую Honda Fit.
Кстати, интересное наблюдение: за те полчаса, что я находился на стоянке, на нее не заехало ни одного действительно дорогого автомобиля. Зато по соседству стройными рядами вдоль дороги стояли джипы всех мастей и авто vip-класса. Судя по всему, богатые люди предпочитают экономить на парковке либо считают полуторатысячный штраф легкой потерей для своего кошелька.
От 50 рублей до миллиона
"Полтинник" — твердая почасовая ставка практически на всех парковках в центре. Скидок никто и никому не делает. Но каково было мое удивление, когда владелец одной такой стоянки возле крупного торгового центра начал жаловаться на то, что этот бизнес далеко не столь рентабелен, как кажется непосвященным, а цены нужно повысить.
Сочувственно покачав головой, я все же решил подсчитать, сколько приносит ему небольшая парковка на 60 машин в центре города за один рабочий день. Путем нехитрых вычислений получил сумму 27 тысяч рублей за девять часов. Уже весьма немало. А если взять за месяц, то получается примерно 800 тысяч. Правда, стоянка не всегда будет заполнена до отказа.
Бюджетный вариант
Возникает вопрос: а почему бы властям города или края самим не зарабатывать на парковках в центре города? Зачем кормить посредников, если можно собирать средства в казну? Например, для того чтобы возвести на собранные средства многоярусные стоянки, проекты которых, по словам чиновников, не впечатляют частных инвесторов.
"Муниципалитет может сдавать в аренду автомобилистам часть проезжей части под парковку машин. Это распространенная практика для больших городов за рубежом, последние несколько лет она активно внедряется в Москве. И там приносит очень хорошие дивиденды", — рассказал мне экономист Егор Сорокин.
Стоимость услуги можно регулировать в зависимости от спроса на парковочные места. Те, кому приходится пользоваться услугой парковки в центре города часто, могут получить у муниципалитета соответствующую карту. Право на свою льготу имеют и те, чьи квартиры расположены в центре.
"Такая система позволит намного лучше контролировать ситуацию с парковками и при этом пополнять бюджет края или города. А эти деньги действительно можно будет потратить на более совершенные надземные или подземные парковки", — объяснил мне специалист.
Верхи не могут или не хотят?
"Расходовать сегодня бюджетные средства на строительство парковок было бы не совсем по-хозяйски, поскольку пока не решены более насущные проблемы. Однако если инвесторы так и не решатся, возможно, нам самим придется изыскивать средства в бюджете. Но пока говорить об этом еще очень рано", — заявил летом в телеэфире местного канала мэр Владивостока Игорь Пушкарев.
А ведь проекты многоярусных парковок есть, и многие из них весьма интересны. Например, строительство небольших двухэтажных парковок-пристроек к крупным зданиям в центре Владивостока. Или шестиэтажная парковка с автоматической подачей машин на специальном конвейере, которую хотели разместить в районе краевой больницы.
Стоило немного покопаться в интернете, как я нашел десяток подобных проектов. Большинство из них разрабатывались администрацией и ею же закрывались. Были и более интересные случаи, когда чиновников, видимо, просто обманывали.
И таких прецедентов, судя по интернету и словам источников в строительных компаниях, очень много. Я позвонил знакомому, работающему в представительстве крупного застройщика, и попросил уделить мне полчаса на разговор в кафе. Там, попивая свой латте, он рассказал мне, для чего люди входят в проекты по строительству парковок.
Автостоянка превращается… в элегантный небоскреб
"Главное во Владивостоке для строительных компаний – это получить место под застройку. И вот для его получения все становятся радеющими за благоустройство города патриотами. А что нужно больше всего в нашем городе? Правильно! Парковки. Так и получают они землю под это дело. А потом – бах! И в городе открывается новый клуб или "нарисовывается" высотка", — объяснил мой знакомый.
Он привел пример, как власти Владивостока начали бороться с подобными застройками. Еще в июне мэрия называла одним из самых перспективных решений проблемы парковки в центре Владивостока проект строительства большой подземной автостоянки под центральной площадью города как минимум на 800 машиномест.
Казалось бы, хорошо, что обмануть себя власти больше не дают, но, с другой стороны, не решают они и проблему с парковочными местами в центре.
Тупик в конце тоннеля
Вечером, когда я пришел домой и начал подводить итоги своих изысканий, картинка получилась достаточно мрачной. Выходит, что все хотят получить что-то свое, однако интересы при этом не пересекаются.
Образуется порочный круг, который разорвать просто некому. Вот и придется, видимо, автомобилистам по-прежнему нарезать круги по центру города в попытках приткнуть свой автомобиль и избежать при этом штрафа с эвакуацией.