Светский обозреватель Анна Горбашова
Французский режиссер Абделатиф Кешиш и актриса Адель Экзаркопулос представили в "Гоголь-центре" свою картину "Жизнь Адель", получившую "Золотую пальмовую ветвь" на 66-м Каннском кинофестивале.
Посмотреть нашумевшую ленту об отнюдь не чистой любви двух юных девушек пришли режиссеры Алексей Учитель, Андрей Прошкин, Андрей Житинкин, Алексей Мизгирев, актеры Максим Виторган, Ирина Рахманова, Леонид Барац, Алиса Хазанова, Егор Корешков ("Горько!"), телерадиоведущий Михаил Довженко, музыкант Лёва из "Би-2".
Премьера началась с литературной композиции в исполнении актеров "Гоголь-центра", в числе которых была единственная женщина — Юлия Ауг — обладательница приза "за лучшую женскую роль" 24-го "Кинотавра" ("Интимные места"). Актеры зачитывали цитаты знаменитых режиссеров о кинематографе — Вуди Аллена, Дэвида Линча, Квентина Тарантино, Жана-Люка Годара и др.
Гостей из Франции представляли гендиректор компании "Кино без границ" Сэм Клебанов, кинокритик Стас Тыркин и худрук "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников.
"Я надеюсь, вы вдохновились мыслями великих режиссеров в исполнении актеров, а сейчас услышите великого режиссера в исполнении его самого. После того, как нам показали отрывок этого фильма задолго до Канн, мы побежали биться, чтобы нам его отдали. Но, учитывая тему фильма, особой конкуренции среди прокатчиков у нас не было", — сказал Клебанов и передал микрофон Абделатифу Кешишу. Зал встретил режиссера бурными аплодисментами.
"Мне очень приятно быть в Москве, и я очень впечатлен тем, что вижу такую аудиторию. Я думаю, многие из вас уже слышали об этом фильме и знают, о чем эта история, — обратился к зрителям Кешиш. — Я не буду ее пересказывать, надеюсь, что вы проживете вместе с персонажем Адели эту восхитительную историю. Вы поймете, что это выражение всех наших устремлений. Это скорее приятно смотреть, чем неприятно. Но если кто-то будет шокирован, я вам советую не уходить, а закрыть глаза и подождать пару минут. Энергия Адели будет вам очень близка и понятна".
Прежде чем покинуть сцену, Кешиш посочувствовал зрителям, что трехчасовую картину им придется смотреть на "таких неудобных стульях".
"Три часа пролетят незаметно", — заверил зрителей Стас Тыркин. А Кирилл Серебряников добавил, что удобные стулья — это в других театрах, а в "Гоголь-центре" они специально неудобные, чтобы зрители не засыпали.
По сюжету фильма главная героиня, которую зовут так же, как и актрису, исполнившую ее роль, 17-летняя Адель встречает загадочную девушку Эмму и влюбляется в нее. Адель из простой семьи, где на ужин готовят макароны и где не принято говорить о гомосексуальных отношениях. Эмма — художница, выросшая в богемной семье, где нет табу ни на какие темы. В фильме о первой любви не обошлось без эротических сцен.
"Это очень интимные сцены, поэтому о них трудно говорить. Я постарался сделать так, чтобы актрисы могли чувствовать себя свободно. С технической точки зрения способов снимать такие сцены не так уж много. Это же не акробатика. Мы можем догадаться, что произойдет, когда два тела переплетаются друг с другом. Конечно, мы взаимодействовали с оператором и старались делать движение камеры столь же органичным, как движение тел. Но я не просил ничего точного", — рассказал режиссер на пресс-конференции в РИА Новости. О российском законе о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних режиссер толком ничего не знал, но, по его мнению, "любой закон, который пытается определить кого и как мы должны любить, абсурден и не имеет смысла". С одной поправкой: любить и пропагандировать — суть разные вещи.
Прогноз Стаса Тыркина относительно "трех незаметно пролетевших часов" в полной мере не оправдался. Через полчаса после начала картины зрители компактными группами потянулись к выходу. Возможно, виной всему невозможная духота в зале. Или стулья. Или историю "чистой первой любви" в фильме о "великой" лесбийской страсти зрители так и не увидели.
"Уже уходите, фильм не понравился?" — поинтересовалась я у коллег по театру "Квартет И" Максима Виторгана и Леонида Бараца, выскользнувших из театра.
"Ноу комментс", — отчеканил Леонид Барац. И оба актера сделали "страшные глаза".