Рейтинг@Mail.ru
Мешков: РФ призывает соседей взвесить все "минусы" от соглашений с ЕС - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мешков: РФ призывает соседей взвесить все "минусы" от соглашений с ЕС

Читать ria.ru в
Об отношении России к планам некоторых постсоветских стран подписать соглашения об ассоциации с ЕС, о сотрудничестве России и НАТО по Афганистану после 2014 года, о проблемах с установлением безвизового режима между Евросоюзом и Россией рассказал в интервью РИА Новости заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Мешков.

Об отношении России к планам некоторых постсоветских стран подписать соглашения об ассоциации с ЕС, о сотрудничестве России и НАТО по Афганистану после 2014 года, о проблемах с установлением безвизового режима между Евросоюзом и Россией рассказал в интервью РИА Новости заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Мешков.

- Как обстоят дела с нашим безвизовым диалогом с Евросоюзом?

— Наш безвизовый диалог с Евросоюзом продолжается вот уже почти восемь лет, в том числе последние два года идет кропотливая и интенсивная работа по выполнению ключевого документа на этом треке — перечня "совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС".

Данная важная подготовительная работа близится к завершению, и к следующему саммиту Россия-ЕС в декабре сего года появляется реальная возможность подвести итоги хода имплементации "совместных шагов" и наметить дальнейшие шаги по продвижению к поставленной цели — введению безвизового режима между Россией и ЕС для взаимных краткосрочных поездок. Это потребует проведения переговоров по разработке проекта соглашения об отмене виз. Во всяком случае, мы исходим именно из этой задачи и будем призывать партнеров к началу работы над таким соглашением уже в начале 2014 года.

Россия свой выбор сделала, и мы готовы к отмене визовых требований для граждан России и ЕС в самой ближайшей перспективе. Важно теперь перевести нашу техническую готовность к введению безвизового режима с ЕС в практическую плоскость.

Ожидаем, что аналогичного подхода будут придерживаться и государства — члены ЕС. Дело за нашими партнерами, которым предстоит принять политическое решение о начале переговорного процесса по подготовке соответствующего соглашения. Таким образом, наступает момент истины, и предстоит серьезная проверка реальных намерений Евросоюза, декларирующего на словах свою приверженность цели отмены виз. Будем ждать позитивного сигнала от ЕС.

- Как вы можете прокомментировать происходящие в последнее время процессы по линии программы ЕС "Восточное партнерство" (ВП), включая участившиеся со стороны ЕС обвинения в адрес России в том, что она оказывает "давление" на "фокусные государства" ВП с целью помешать развитию их интеграции с ЕС?

— Сама по себе тема геополитической ориентации граничащих с Россией государств не нова, в том числе с точки зрения наших отношений с Евросоюзом. Не случайно, при разработке еще в 2005 году одной из "дорожных карт" Россия-ЕС, посвященной вопросам общего пространства внешней безопасности, Россия и ЕС согласились активно продвигать процессы регионального сотрудничества и интеграции взаимовыгодным образом, путем ориентированного на результат тесного сотрудничества и диалога между Россией и ЕС, внося тем самым эффективный вклад в формирование большой Европы без разделительных линий. Однако в последнее время отношение к этой тематике в Брюсселе иногда приобретает гротескные формы – уже практически в открытую представители Евросоюза ставят "фокусным государствам" условия – либо "процветание и развитие" в рамках соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, либо "регресс" в Таможенном союзе с Россией.

Мы отдаем себе отчет в том, что часть политических элит некоторых из сотрудничающих с ЕС в рамках данной политики государств, а также предпринимателей связывают свои политические и экономические проекты со сближением с Евросоюзом в форме политической ассоциации или зоны свободной торговли, а кто-то – и с членством в этой организации. Но есть и другие политики и предприниматели, понимающие значение развития и углубления взаимодействия на пространстве СНГ и более глубокой интеграции в рамках Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

Мы считаем, что, какую бы политику ни проводил ЕС на восточном направлении, она должна не разобщать, а, напротив, сближать государства, учитывать их интересы, исторические и географические особенности, быть направленной на создание синергетического эффекта в интересах народов наших стран. При этом можно только сожалеть, что реально возможность совмещения потенциалов двух интеграционных форматов, поиска элементов взаимодополняемости в целях обеспечения наибольшей отдачи Брюсселем в расчет пока не принимается. И это при том, что мы договорились строить общее экономическое и гуманитарное пространство от Лиссабона до Владивостока.

Со своей стороны Россия намерена сделать ставку на дальнейшее продвижение Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также будущего Евразийского экономического союза, которые отражают естественный процесс углубления сотрудничества на новой основе готовых к этому государств СНГ. Убеждены, что именно евразийская интеграция открывает участвующим в ней государствам реальную перспективу поступательного развития, причем без противопоставления конструктивному взаимодействию с ЕС.

Россия не собирается отговаривать какие-то страны от заключения соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС – это их суверенное право, мы лишь призываем тщательно взвесить все "за" и "против" такого шага, еще раз взглянуть на тексты таких соглашений на предмет их соответствия принятым ранее обязательствам в рамках других организаций, в которых мы совместно участвуем и за работу которых несем общую ответственность, и одновременно не создавать объективных, технических препятствий для возможного продолжения нашего сотрудничества. Армения уже выбрала этот путь. Россия никого насильно не тянет в ТС, уже имеющий и без того мощное ядро. Мы продолжим вносить вклад в развитие Таможенного союза и создание Евразийского экономического союза.

- Какие вы видите перспективы сотрудничества России и НАТО по Афганистану после 2014 года?

— У нас общая заинтересованность в том, чтобы территория Афганистана снова не превратилась в очаг распространения нестабильности и терроризма. Мы географически гораздо ближе к этой стране, и нам бы не хотелось, чтобы реализовались худшие сценарии. Нас крайне беспокоит ситуация, которая может сложиться в ИРА и сопредельном регионе Центральной Азии после вывода контингентов МССБ. Есть серьезные риски, что с таким трудом обученные и вооруженные афганские силовики могут по экономическим мотивам перейти на службу террористическим сетям или наркокартелям — доходы от поставок наркотиков обеспечивают для этого необходимые ресурсы. Считаем, что требуются более решительные меры по противодействию наркотрафику с афганской территории.

С учетом переформатирования операции НАТО в Афганистане после 2014 года мы хотим быть в курсе планов альянса в отношении концепции и задач новой миссии, ее международно-правовому оформлению. Диалог по будущим усилиям международного сообщества в Афганистане нужно углублять — это в общих интересах. Как и практическое сотрудничество Россия-НАТО по Афганистану. В числе совместных проектов — содействие афганской армии в техобслуживании вертолетов российского производства (обучение техников в Новосибирске и поставка запчастей), подготовка кадров для антинаркотических структур (в т.ч. на базе учебно-тренировочных центров МВД России в Домодедово и ФСКН России под Санкт-Петербургом), транзит грузов для нужд МССБ в/из Афганистан(а).

И еще. В НАТО, насколько нас заверяют, стремятся проводить активную и инклюзивную партнерскую политику, укреплять связи с международными организациями. На этом фоне нам не очень понятна логика отказа от налаживания взаимодействия альянса с ОДКБ. Именно по Афганистану такое партнерское сотрудничество может принести реальную "добавленную стоимость".

- В ОБСЕ запущен процесс "Хельсинки плюс 40". В чем его смысл? Каковы ожидания России?

— Процесс "Хельсинки плюс 40" приурочен к 40-летию хельсинкского Заключительного акта в 2015 году. Речь идет о том, чтобы к этому юбилею переосмыслить деятельность ОБСЕ и выработать обновленное стратегическое видение общих задач обеспечения безопасности и развития сотрудничества.
Инициатором процесса выступила Ирландия, которая в прошлом году была председателем ОБСЕ. В практическом плане переговорный процесс стартовал при нынешнем председательстве Украины, которая затем передаст эстафету Швейцарии и Сербии.
Мы поддержали эту инициативу, так как считаем, что ОБСЕ действительно нуждается в реформировании и переосмыслении задач и методов работы.

Как вы знаете, ОБСЕ – создание весьма противоречивое. С одной стороны, это самая крупная в мире региональная организация, объединяющая 57 стран. Это — уникальная площадка политического диалога. В ее рамках наработан солидный массив политических обязательств, которые являются неотъемлемой частью международных отношений. С другой стороны, в работе ее исполнительных структур укоренились серьезные дисбалансы – вся полевая деятельность развернута в странах "к Востоку от Вены", а 70% работы сосредоточено в сфере демократии и прав человека. Неоднозначно выглядит работа Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) по наблюдению за выборами. Политический диалог затрудняют блоковые подходы, стремление не помогать, а поучать партнера. Кроме того, ОБСЕ в силу исторической специфики лишена уставных документов, создающих элементарные правовые основы деятельности.
Вот с этими недостатками мы стараемся бороться, в том числе в рамках процесса "Хельсинки плюс 40".

Кроме того, мы используем площадку ОБСЕ для реализации наших национальных приоритетов. Выступаем за соблюдение принципа неделимости безопасности, обязательства государств не укреплять свою безопасность за счет других. Продвигаем тему свободы передвижения. Это помогает нашей работе с Евросоюзом в пользу полной отмены виз. Мы привлекаем внимание к нарушениям прав наших соотечественников в странах Прибалтики. Ведем работу по противодействию фальсификации истории. Выдвигаем инициативы по защите прав детей в смешанных браках, недопущению вмешательства в частную жизнь, в т.ч. с использованием современных информационных технологий. Во многом с нашей подачи развиваются усилия ОБСЕ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.

Процесс "Хельсинки плюс 40" открывает перед ОБСЕ определенное "окно возможностей" для укрепления ее роли в международных делах, повышения авторитета и востребованности. Зная об имеющихся разногласиях между государствами-участниками, мы не строим завышенных ожиданий, но надеемся, что к 40-летию хельсинкского Заключительного акта удастся продвинуться в формировании объединительной повестки дня и реализации задачи саммита в Астане 2010 года о создании на пространстве ОБСЕ сообщества равной и неделимой безопасности, свободного от разделительных линий.

- Как вы оцениваете текущую деятельность и промежуточные результаты украинского председательства в ОБСЕ?

— Работа председателя ОБСЕ всегда очень сложная. Необходимо принимать во внимание спектр мнений других 56 государств, искать компромиссы, которые могут устроить всех, осуществлять представительские функции.

Мы видим, что наши украинские коллеги стремятся выполнять роль "честного брокера", учитывают в том числе и российские приоритеты. Отмечаем, что по ряду вопросов наши и украинские интересы близки или совпадают. Это, в частности, относится к тематике либерализации визовых режимов.

В первой половине года украинское председательство запустило переговорный процесс "Хельсинки плюс 40", провело ряд важных мероприятий – по свободе передвижения, борьбе с наркоторговлей в Интернете. В октябре в Киеве запланирована конференция по борьбе с терроризмом.

5-6 декабря в Киеве пройдет заседание Совета министров ОБСЕ – главного мероприятия года. Отрадно, что украинские коллеги начали подготовку заблаговременно, еще в июле представили предложения по темам проектов решений, учли опыт прошлых председательств. Набор тем проектов свидетельствует о достаточно взвешенном подходе председательства. Надеемся, что министерская встреча пройдет результативно. От этого во многом будет зависеть успех председательства Украины.

- В этом году прошли президентские выборы в Армении и Азербайджане, в ближайшие два месяца предстоит выбрать главу государства в Таджикистане. Не секрет, что ОБСЕ ассоциируется с наблюдением за выборами. Пристальное внимание уделяется выборам на постсоветском пространстве. Как вы оцениваете работу Организации на этом направлении?

— Вы правы, одной из ключевых задач ОБСЕ, вернее, ее специализированного института – Бюро по демократическим институтам и правам человека — является мониторинг общенациональных выборов в государствах-участниках.
Наша позиция по вопросам наблюдения за выборами проста и логична. Мы убеждены, что наблюдать надо, во-первых, во всех без исключения странах ОБСЕ, во-вторых, на равных условиях, и в-третьих, по единым согласованным правилам, одобренным государствами-участниками.

К сожалению, это не всегда так. Мониторинг ведется преимущественно в странах "к Востоку от Вены". Например, в случаях с Азербайджаном и Таджикистаном речь идет о полноформатных наблюдательных миссиях, состоящих из нескольких сотен человек. Для сравнения: за парламентскими выборами в Германии 22 сентября по рекомендации Бюро наблюдали лишь 2 эксперта. У БДИПЧ нет согласованных государствами правил, которые лежали бы в основе наблюдения и опирались на единые критерии.

Одним словом, пора наводить порядок в этой сфере. На столе переговоров с 2007 года лежит предложенный странами ОДКБ проект базовых принципов наблюдения за общенациональными выборами в регионе ответственности ОБСЕ.

Кроме того, в этом году по инициативе России и Белоруссии и при поддержке украинского председательства в ОБСЕ был запущен внебюджетный проект по сравнительному анализу избирательного законодательства и практики государств-участников. Мы выделили на его финансирование существенные средства и надеемся на предметный разговор по его итогам на экспертной конференции в Вене до конца текущего года.

- В указе президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса" и в обновленной Концепции внешней политики РФ применительно к Совету Европы поставлена задача создания единого европейского правового пространства. Как эта задача решается практически?

— Российская Федерация последовательно выступает за то, чтобы все государства Европы поэтапно построили новую общность – единую Европу без разделительных линий на основе общего экономического, правового и гуманитарного пространства.
Для решения задачи построения единого европейского правового и человеческого пространства на базе права (конвенций и иных договорно-правовых актов) Совета Европы созданы существенные предпосылки. В частности, Россия сегодня является участницей 57 договорно-правовых актов СЕ, еще около десятка конвенций и протоколов прорабатываются российскими федеральными ведомствами на предмет их подписания и ратификации.

В основе российского подхода к участию в Совете Европы лежат сугубо прагматические соображения — прежде всего, внедрение в повседневную жизнь каждого россиянина наилучших европейских правовых норм и стандартов, законодателем которых уже более 60 лет является СЕ. Речь идет о повышении качества российского правового поля для каждого гражданина и достижении его единства и однородности на всем европейском пространстве.

Ярким примером участия нашей страны в выработке важных для всех европейцев конвенций стало открытие к подписанию в Москве в октябре 2011 года Конвенции СЕ о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенции "Медикрим"), – инновационного юридического инструмента, разработанного по инициативе России. В настоящее время к Конвенции уже присоединились 23 государства. Российскими заинтересованными ведомствами завершается процесс подготовки к ее ратификации.

8 июня 2012 года Россия присоединилась к Протоколу №3 от 16 ноября 2009 года к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающемуся европейских региональных объединений сотрудничества.

1 октября 2012 года – к Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия от 25 октября 2007 года. 7 мая 2013 года президент Российской Федерации подписал Федеральный закон о ее ратификации. Хотел бы особо отметить, что присоединение России к этому юридическому инструменту СЕ (Конвенция вступит в силу для России с 1 декабря 2013 года) будет способствовать дальнейшему развитию правового сотрудничества между Российской Федерацией и всеми государствами СЕ в области защиты прав детей. А в этой сфере в ряде европейских стран, например, таких как Нидерланды, где легально действуют организации, пропагандирующие педофилию, еще многое предстоит сделать.

7 мая 2013 года президент РФ подписал Федеральный закон № 99-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и Федерального закона "О персональных данных", вступление в силу которого позволило завершить процедуру ратификации Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года (вступила в силу для России с 1 сентября 2013 года).

Рассчитываем, что присоединение нашей страны к этой Конвенции сделает возможным углубление сотрудничества со странами-членами Совета Европы и прежде всего Европейского союза в таких областях, как диалог о введении безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Работаем над подписанием Дополнительного протокола от 8 ноября 2001 года к упомянутой Конвенции, касающегося контрольного (наблюдательного) органа и трансграничного потока данных.

В политическом диалоге в СЕ с партнерами из Евросоюза выступаем за скорейшее успешное завершение Брюсселем внутренних процедур, которые откроют для ЕС путь к подписанию Соглашения о присоединении к Европейской конвенции о правах человека, что приблизит нас к формированию подлинно единого европейского правового пространства.

- В последнее время в СМИ много сообщений о том, что действующая в рамках Совета Европы Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) принимает якобы "слишком" критические заключения на действующие российские законы… Как бы вы могли прокомментировать эту ситуацию?

— Венецианская комиссия по определению не готовит комплиментарных заключений – у нее диаметрально противоположная задача.
Государства-члены Комиссии (в том числе Россия) поставили перед ней задачу всегда конструктивно-критически анализировать нормативно-правовые акты государств-членов Комиссии с целью их усовершенствования. И если, по мнению Венецианской комиссии, в том есть необходимость, – привести их в полное соответствие с Европейской конвенцией о правах человека и другими договорно-правовыми актами СЕ.

Другое дело, что каждое из заинтересованных государств призвано само следить за тем, чтобы заключения Венецианской комиссии в их адрес были сугубо правовыми и не носили политизированного характера. А такое, по крайней мере применительно к России, в проектах заключений Комиссии, встречается нередко.

В этих ситуациях большую роль играет поддержание плотного рабочего контакта с Венецианской комиссией по линии МИД России, федеральных министерств и ведомств правового блока и палат Федерального Собрания.

В результате многочисленных контактов докладчиков Венецианской комиссии с российскими экспертами в большинстве случаев удается снять многие неясности и недопонимания, источником которых зачастую являются тенденциозные публикации в западных СМИ.

Более чем 10-летний опыт работы России в Венецианской комиссии показывает, что конструктивное сотрудничество представителей профильных российских ведомств с ВК позволяет сформировать у экспертов Комиссии объективное представление относительно качества и целей принимаемых российских законов, удалить из проектов заключений фактические ошибки и некорректные формулировки.

Следует также иметь в виду, что заключения Венецианской комиссии носят консультативный характер и заинтересованное государство вправе учитывать или не учитывать соответствующие выводы Комиссии в зависимости от своих интересов.

В целом же страны-члены СЕ и ВК используют заключения Комиссии для последующего совершенствования своего законодательства. Так в необходимых случаях поступала и российская сторона. Например, при подготовке решения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года по делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Эдуарда Савенко (Лимонова).
Убежден в целесообразности продолжить с Венецианской комиссией открытый, сугубо профессиональный многоплановый диалог.

- Одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед Россией — модернизация экономики. Понятно, что решить ее без использования зарубежного опыта и вне взаимодействия с иностранными партнерами будет непросто. Учитывая, что страны Западной Европы, которые вы курируете, относятся как раз к разряду стран с наиболее высокотехнологичной и инновационной экономикой, можно предположить, что взаимодействие с ними в этой сфере является одним из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества. Какие конкретные примеры сотрудничества с той или иной страной свидетельствуют о реальном содействии нам на этом направлении? И что можно было бы предпринять для еще большей эффективности использования иностранного опыта?

— Взаимодействие в сфере инноваций и высоких технологий является важнейшим направлением нашего сотрудничества как с ЕС в целом, так с отдельными его членами. Стратегическая цель здесь – объединив усилия, совместно укрепить позиции наших компаний на мировом рынке.
Так, подписанная 18 ноября 2011 года в Москве российско-французская Программа действий по реализации партнерства в интересах модернизации содержит перечень конкретных совместных инициатив. Из 34 проектов, включенных в Программу, успешно реализуются 29, в том числе ряд крупных проектов в сфере космоса и энергетики. В создании инновационного центра "Сколково" активно участвует французский Фонд "София Антиполис".

Российско-французское сотрудничество в области высоких технологий опирается на положительный опыт двух стран в реализации целого ряда совместных проектов, прежде всего, в авиакосмической сфере. Успешно реализуется программа "Союз" в Гвианском космическом центре", продолжается реализация программы "Урал", предполагающей разработку носителей будущего и создание пилотируемой транспортной системы. Положительная динамика фиксируется в развитии российско-французского взаимодействия в области авиастроения.

Углубляется промышленная кооперация между ОАО "ОАК" и концерном ЕАДС/Эрбас, ширится научно-техническое сотрудничество.
Вопросы сотрудничества в сфере высоких технологий — важное место в повестке дня двустороннего сотрудничества с Италией. В целях придания большей эффективности инновационному взаимодействию в рамках Российско-Итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству (Экономсовет) в декабре 2012 года образована Рабочая группа по модернизации, в задачу которой входит продвижение перспективных проектов в данной области. В перспективе в рамках Экономсовета планируется уделить особое внимание организации взаимодействия между российскими территориальными инновационными кластерами, технологическими платформами и аналогичными структурами Италии. В ходе XIII сессии Экономсовета, состоявшейся в Москве в декабре 2012 года, достигнута договоренность об обмене информацией о деятельности инновационных центров двух стран для выстраивания содержательного сотрудничества, в том числе с использованием возможностей Фонда "Сколково".

Что касается крупных проектов то, прежде всего, отметил бы сферу вертолетостроения, где ОАО "Вертолеты России" и итальянской компанией "Агуста Вестланд" создано совместное предприятие ЗАО "Хеливерт" по сборке гражданских самолетов "AW139" с перспективой значительной локализации производства. ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и компания "Аления Аэрмакки" продолжают работу по совершенствованию регионального самолета "Сухой Суперджет-100". В ходе Международного авиационно-космического салона "МАКС-2013" существенно пополнился портфель заказов лайнера.

В области инновационного сотрудничества хотел бы также отметить достигнутую в 2010 году договоренность о создании на территории России экспериментального термоядерного реактора (токамака) "Игнитор", реализация которого позволит получить принципиально новые научные и технологические результаты в интересах российской и итальянской энергетики.

В настоящее время на достаточно продвинутых стадиях реализации находится ряд серьезных российско-испанских проектов в области энергоэффективности и ресурсосбережения, ядерных технологий, промышленности, транспорта, космических технологий и программ, строительства и урбанистики. В этом контексте можно было бы упомянуть модернизацию Хабаровского нефтеперерабатывающего завода с объемом инвестиций на сумму около 1 миллиарда евро, осуществляемую ОАО "Группа Альянс" и испанской компанией "Текникас Реунидас", комплексную реконструкцию открытого распределительного устройства 500 киловольт Боткинской ГЭС, над которыми работают ОАО "РусГидро" и компания "Ибердрола Инжинириг и Строительство", взаимодействие ОАО "Российские железные дороги" и испанской компании "Патентес Тальго" с целью модернизации отечественного железнодорожного транспорта.

На основе Декларации о партнерстве в целях модернизации, подписанной в Брюсселе 8 декабря 2010 года, расширяется модернизационное сотрудничество между Россией и Бельгией. В апреле 2013 года состоялся визит руководства бельгийского центра "Гмес" в Троицкий наноцентр, по итогам которого был подписан контракт о подготовке концепции центра разработок и приложений новой электроники в Троицке.

Весомый вклад в развитие взаимодействия в модернизационной сфере вносят российские регионы. Так, в апреле 2013 года состоялся визит представителей администрации и деловых кругов Самарской области в Бельгию, в ходе которого были выявлены перспективы инновационного сотрудничества в микроэлектронике и энергоэффективности. Достигнута договоренность о развитии научно-технического сотрудничества между Самарским технологическим университетом и бельгийской высокотехнологичной компанией ИМЕК (IMEC) в области нанотехнологий и создания новых материалов для модернизации научно-технической отрасли России. Определены также перспективные направления инновационного сотрудничества в аэрокосмической области. Был подписан меморандум о сотрудничестве в 2013-2014 годах между Государственным автономным учреждением Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" и Аэрокосмическим кластером Валлонского региона "Скайвин".

- В новой Концепции внешней политики РФ особое внимание уделяется международному культурному сотрудничеству и использованию "мягкой силы". Каким образом данный аспект внешнеполитической стратегии учитывается в рамках реального взаимодействия России с зарубежными партнерами?

— Действительно, развитие отношений взаимовыгодного партнерства с иностранными государствами является одной из основных задач, так как способствует обеспечению национальной безопасности. И здесь нельзя недооценивать культурный фактор: наращивание культурных отношений позволяет не только лучше узнать друг друга, но и укрепить доверие между партнерами. Неудивительно, что в настоящее время и президент РФ Владимир Путин, и министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркивают значимость формирования за рубежом позитивного имиджа России как динамично развивающейся страны, приверженной идеалам демократии, прав человека и принципам международного права.

Успешно зарекомендовала себя практика проведения так называемых "перекрестных" Годов, которые придают дополнительный импульс развитию двусторонних связей как в области политического диалога и торгово- экономического сотрудничества, так и взаимодействия в сфере науки, образования и культуры. В 2010 году был российско-французский год, в 2011 году — российско-испанский и российско-итальянский годы, с июня 2012 года по июнь 2013 года — российско-германский год. В текущем году мы проводим Год России в Нидерландах и Год Нидерландов в России.

В ближайшее время с итальянской стороной будет запущен еще один амбициозный проект, который также можно отнести к области применения "мягкой силы". Речь идет о проведении в 2013-2014 годах российско- итальянских "перекрестных Годов" туризма. Министр культуры РФ Владимир Мединский и министр по региональным делам, туризма и спорта Италии подписали соответствующее заявление.

Ожидаем в октябре сего года в Москве министра культурного достояния и культурной деятельности Италии Массимо Брая, с которым будет подробно обсуждаться этот проект.

Особое внимание в рамках программы "перекрестных Годов" туризма предполагается уделить взаимодействию по линии российских и итальянских регионов. По линии ведущих туроператоров двух стран планируется разработать новые маршруты по интересным российским и итальянским городам, которые до сих пор оставались неохваченными взаимными туристскими потоками. Как с российской, так и с итальянской стороны в увязке с мероприятиями туристской направленности в обеих странах планируется проведение сопутствующих культурных инициатив (концертов, выставок, кинопоказов). Для своевременного и всестороннего освещения мероприятий в рамках программы Годов планируется привлечь ведущие печатные, электронные и телевизионные СМИ обеих стран.

- Как известно, у России с Турцией сейчас обозначились серьезные расхождения по вопросу урегулирования конфликта в Сирии. Анкара выступает за силовой вариант. У России совсем другие подходы. Не отразится ли это на двусторонних отношениях?

— Международная проблематика, включая региональный аспект, – лишь один из элементов нашего многопланового взаимодействия с Турцией. По Сирии мы ведем активный диалог с нашими турецкими партнерами, обмениваемся мнениями. Да, позиции у нас отличаются, но цель одна – прекратить кровопролитие в Сирии.

Турция – наш близкий сосед, давний и надежный партнер в регионе. По многим направлениям наши отношения вышли на качественно новый уровень продвинутого взаимодействия, а в ряде областей, прежде всего в энергетике, мы говорим о стратегическом партнерстве. В ходе визита Владимира Путина в Турцию в декабре 2012 года успешно прошло третье заседание Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) под председательством президента РФ и премьер-министра Турецкой Республики. Была подтверждена взаимная заинтересованность в дальнейшем укреплении двусторонних связей и стремление расширять диалог в интересах развития позитивных тенденций, присущих в настоящее время российско-турецким отношениям. Сейчас готовимся к четвертому заседанию ССВУ, которое в порядке очередности пройдет в конце осени в Москве. Руководители наших стран подведут итоги сотрудничества за год, поставят задачи на перспективу.

В рамках Совета действуют: Совместная группа стратегического планирования во главе с министрами иностранных дел, курирующая вопросы взаимодействия на международной арене, Смешанная Межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и Форум общественности. Таким образом, наши отношения опираются на хорошо структурированный механизм двустороннего диалога.

Среди важнейших проектов сотрудничества отмечу сооружение АЭС на площадке "Аккую", стоимость которого составляет около 20 миллиардов долларов США. Работы ведутся по плану. Реализуется и другой важный проект – строительство газопровода "Южный поток", морская часть которого пройдет в исключительной экономической зоне Турции в Черном море. Активно развиваются торгово-экономическое сотрудничество, региональные связи.

- Как развивается ситуация вокруг проблемы Косово? Каковы перспективы урегулирования?

— В Брюсселе продолжаются переговоры между Белградом и Приштиной под эгидой Евросоюза. Решение о запуске диалога было принято на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 10 сентября 2010 года, соавтором которой выступила Сербия. Россия поддерживает переговорный процесс, хотя в нем не участвует.Рассматриваем его как действенный инструмент стабилизации обстановки, урегулирования спорных вопросов на основе резолюции СБ ООН 1244 (1999).

В процессе диалога достигнут ряд важных договоренностей о порядке въезда косоваров на территорию остальной части Сербии, обмена документами ЗАГС, взаимном признании документов об образовании, участия Косово в региональных организациях, совместном управлении контрольно-пропускными пунктами на административной линии, назначении сербской и косовоалбанской сторонами офицеров связи. В настоящее время переговоры сфокусированы на проблематике населенного преимущественно сербами севера Косово, включая организацию там 3 ноября сего года местных выборов.

Сербское руководство твердо заявляет о непризнании односторонне провозглашенной независимости Косово. Как выстраивать отношения с Приштиной в дальнейшем, предстоит решить самому Белграду. Мы, со своей стороны, примем любое решение, которое будет согласовано сторонами.

- Как вы оцениваете перспективы возобновления межобщинных переговоров по урегулированию на Кипре?

— Кипрский вопрос, пожалуй, наиболее застарелый конфликтный очаг в Европе. Ему уже почти сорок лет. Хотелось бы надеяться на успех межобщинных переговоров, которые предполагается возобновить в октябре сего года.
Урегулирование должно стать результатом добровольной договоренности между самими участниками переговоров. Поэтому любые попытки давить на кипрские стороны, пытаться их подгонять, диктовать им условия и навязывать временные рамки переговоров считали бы контрпродуктивными.

Исходим из того, что интересам обеих кипрских общин отвечает создание на острове двухзонального двухобщинного федеративного государства, которое выступало бы как единый субъект международного права, обладало бы единым суверенитетом и единым гражданством. Именно такая конституционная модель зафиксирована в документах ООН.

Участники будущих переговоров, разумеется, сами определят их повестку дня, но как представляется, было бы полезно учесть то, что было наработано сторонами на предыдущем этапе переговоров в 2008-2012 годах.

Хочу подчеркнуть, что мы будем уважать любое решение, которое согласуют сами кипрские общины. Со своей стороны, Россия как постоянный член СБ ООН готова и далее содействовать обеспечению необходимых для переговоров внешних условий.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала