Мария Соколова, Digit.ru, 6 сентября 2013 года.
На протяжении последних лет эксперты в области безопасности единогласно говорят о смене приоритетов: хакеры превратились из мелких хулиганов в опасных киберпреступников. Большинство современных вирусных атак — это не баловство с целью заявить о себе, а тщательно спланированные акции, направленные на кражу персональных данных, финансовой информации, сведений, представляющих коммерческую тайну предприятий и т.д. Также популярны стали вымогательства — требования денег за восстановление работоспособности сайта/аккаунта соцсети/домашнего компьютера. При этом злоумышленники движутся в том же направлении, что и передовые технологии, т.е. в сторону мобильности.
Мобильные угрозы: под пристальным взглядом
Одной из основных тенденцией последних лет, по данным ежегодного отчета Symantec об угрозах интернет-безопасности в 2012 году, является рост количества вариаций вредоносных программ для мобильных устройств. За год их стало почти на 60% больше.
Есть и конкретные цифры. К концу второго квартала 2013 года число образцов мобильных зловредов в коллекции «Лаборатории Касперского» превысило 100 000, причем новых из них было на 30% больше, чем в первом квартале. Практически все новые вредоносные программы были нацелены на Android.
Мобильные устройства: брешь в защите
Во-вторых, по-прежнему немногие защищают мобильные устройства должным образом. И даже выход в интернет через общедоступное Wi-Fi соединение — это уже большой риск для владельцев мобильных устройств.
Специалисты компании Symantec изучили основные сценарии и особенности использования мобильных устройств и мобильного интернета жителями Европы и России. Теперь пользователи, согласно данным отчета, дорожат мобильными устройствами гораздо больше, чем когда-либо, однако не все предпринимают даже базовые меры по их защите — почти половина опрошенных россиян (47%) неразлучны со своими устройствами, а 26% становились жертвами киберпреступлений с использованием мобильных технологий.
По данным исследования, мобильные устройства вовлечены во все аспекты жизни россиян: от профессиональной деятельности и онлайн-общения до шопинга и проведения банковских операций.
Мобильная популярность: второй экран
При краже или потере устройства потенциально открывается доступ ко всей личной информации о владельце: электронной почте, деловым письмам и документам, банковским выпискам, паролям к другим учетным записям.
Каждый второй опрошенный сталкивался с кражей или потерей мобильного устройства. В этом случае чаще всего люди бояться получить счета за звонки, которые они не совершали (51%). За несанкционированный доступ к контактам пользователей и онлайн-банкингу беспокоятся меньше — 28% и 32% соответственно.
В большинстве случаев российские пользователи уделяют защите своих мобильных устройств мало внимания: более 40% пользователей признают, что загружают приложения из ненадежных источников, и подтверждают, что во время онлайн-шоппинга не всегда используют безопасные способы оплаты.
Беспечное поведение распространяется и на использование Wi-Fi сетей. Несмотря на то, что почти половина опрошенных осознают потенциальную опасность, 74% продолжают подключаться к бесплатному или незащищенному беспроводному интернету в общественных местах. Свыше половины опрошенных используют бесплатный Wi-Fi, чтобы проверить личную почту и войти в соцсети, почти 20% — для доступа к банковским счетам, тем самым раскрывая свои финансовые данные кибермошенникам.
«В первую очередь мобильные угрозы опасны тем, что пользователи не задумываются о том, что телефоны и другие мобильные устройства нужно защищать», — сказал Олег Шабуров, руководитель направления информационной безопасности Symantec в России и странах СНГ. Сейчас, по его словам, для всех абсолютно очевидно, что антивирус на компьютере — это необходимость. При этом практически никто не задумывается, что для мобильных устройств средства защиты тоже нужны.
«Мобильные угрозы могут быть опасны не только тем, что из-за них можно потерять денежные средства, но и тем, что с их помощью могут быть похищены ценные данные», — рассказал Шабуров.