ВЛАДИВОСТОК, 4 сен — РИА Новости. Минфин рассматривает возможность отмены или сокращения субсидирования авиаперевозок для Дальнего Востока. Экономисты видят в этой мере попытку экономии для бюджета, политики считают, что это негативно скажется на имидже власти, а общественность уверена, что сокращение ударит по пенсионерам и студентам.
Минфин опубликовал доклад об оптимизации расходов бюджета РФ на 2014-2016 годы, в котором говорится, что программу субсидирования авиаперевозок на Дальний Восток необходимо прекратить или реформировать ввиду ее экономической неэффективности.
Программа для жителей Дальнего Востока действует с 2009 года. По прогнозам Росавиации, в 2013 году этой программой воспользуются более 520 тысяч пассажиров. В 2012 году в рамках программы перевезено 456,4 тысячи пассажиров, в 2011 году — 372 тысячи, в 2010 — 327 тысячи, в 2009 — 163 тысячи пассажиров, то есть с каждым годом объем перевозок растет.
Отмена субсидий — способ сэкономить
Отмена субсидий основана на реальной экономической ситуации, но с точки зрения политики это не очень хорошо. Получается, что наобещали, а выполнить все это не получается — нет средств, сообщил РИА Новости директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС профессор Александр Латкин.
По его словам, бюджет России был утвержден на три года, и сейчас страна впервые за долгие годы подходит к его дефициту. Поэтому логично, что везде и на всем стараются сэкономить.
По мнению депутата Законодательного собрания Приморского края Владимира Беспалова, введение льгот на авиаперевозки было хорошим начинанием и очень помогало жителям Дальнего Востока.
"А то, что сейчас сокращают эти льготы — а это просто копейки в масштабах страны, — это шаг назад. Данная мера никак не встраивается в заявления Путина о поддержке региона. Изначально введение льгот — это политический ход, который немного укрепил доверие к власти, однако их отмена приведет к тому, что лояльное отношение жителей региона к правительству пошатнется", — отметил депутат.
Люди начнут уезжать из региона
Отмена субсидий даст дополнительную причину для того, чтобы люди массово уезжали с Дальнего Востока, что напрямую отразится на экономике всего региона, считает ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН кандидат экономических наук Юрий Авдеев.
Он отметил, что все это приведет к тому, что уже к 2030 году из 6,5 миллиона полмиллиона жителей регион может потерять. Льготы для Дальнего Востока, конечно, ложатся на частные компании, а те требуют компенсаций из бюджета, который дать их неспособен.
"Сокращение субсидирования очевидно связано с серьезными экономическими проблемами в стране, при том, что правительство ищет лихорадочную возможность выполнить обещания Путина. Подобная мера стоит в одном ряду с отменой материнского капитала, замораживанием роста пенсий и другими", — сообщил Авдеев.
Удар по пенсионерам и студентам
По мнению председателя владивостокского совета ветеранов Якова Кана, сокращение субсидирования дальневосточников — это ущемление из прав, от которого пострадают в первую очередь пенсионеры и ветераны.
"К сокращению субсидирования я отношусь крайне отрицательно, как и к урезанию любых льгот для дальневосточников. Получается, что в вопросах перевозки и доступа к центру страны мы фактически оказываемся ущемлены. Нельзя равнять жителей Дальнего востока и жителей западной части страны — мы живем на совершенно разных расстояниях от центра", — отметил Кан.
По его словам, сокращение льгот крайне негативно скажется на отношении ветеранов и пенсионеров к власти. У многих родственники живут в центре страны, у кого-то — в Белоруссии и на Украине, кто-то летает на лечение в отдаленные регионы. "Понятно, что ветераны не могут отказаться от этих поездок, а сейчас им придется тратить свои и без этого небольшие доходы. Это нанесет серьезный ущерб по пенсионерам", — считает Кан.
"Часто для того, чтобы слетать к родителям или просто отдохнуть и посмотреть страну, студенты ждали скидок, льготных билетов. Кроме того, местные студенты и так из экономии предпочитают отдыхать в Азии — в Японии, Китае, Южной Корее, — там дешевле, чем проводить каникулы в европейской части России", — сказала Субботина.
По ее словам, когда учащиеся лишатся государственной финансовой поддержки, количество пользующихся авиаперевозками резко сократиться.