МОСКВА, 3 сен — РИА Новости. Исследователи Свободного университета Берлина (Freie Universitat Berlin) проследили судьбу около 10 тысяч предметов искусства, которые при нацистах были изъяты из экспозиций и заклеймены как "дегенеративные", говорится в сообщении на сайте учебного заведения.
"Дегенеративное искусство" — термин нацистской пропаганды для обозначения авангардных произведений, которые представлялись антигерманскими, а, следовательно, опасными для нации и для всей арийской расы. К числу представителей подобного направления нацисты причисляли, например, Василия Кандинского, Марка Шагала, Оскара Кокошку, Эрнста Барлаха, Отто Дикса, а также многих других импрессионистов, дадаистов, кубистов, фовистов, сюрреалистов, экспрессионистов. Все эти направления в художественном искусстве были причислены к "дегенеративным".
За 10 лет сотрудники научно-исследовательского центра "Дегенеративное искусство" при факультете истории искусств Свободного университета Берлина выяснили, что случилось с 10 тысячами скульптур, картин и рисунков, которые были классифицированы как "дегенеративные" и изъяты из музеев Германии комиссией министерства пропаганды во времена национал-социализма. Это около половины из 21 тысячи работ, которых коснулась рука пропагандистов. Также выяснилось, что около 4 тысяч работ существуют по сей день и не были уничтожены. Это, в основном, картины и скульптуры, которые находятся в государственных и частных коллекциях.
Основным проектом научно-исследовательского центра является создание базы данных, которая содержит информацию обо всех произведениях искусства, конфискованных в контексте мер против "дегенеративного искусства". Данные опубликованы в интернете по состоянию на апрель 2010 года. Онлайн-версия описи изъятых работ доступна для всех бесплатно, в том числе и на английском языке >> Про каждую из картин рассказывается, из какого музея она была изъята. В случае если произведение не было уничтожено, называется его нынешнее местонахождение.
Как подчеркнул инициатор исследования Вольфганг Виттрок, "остракизм" искусства как "вырожденного" показывает, как важно быть терпимыми по отношению к современному искусству. Меры, принятые нацистами, продолжают влиять на восприятие современного искусства. Даже сейчас политики часто игнорируют его, до тех пор, пока вдруг не замечают, что ранее заклейменные произведения искусства продаются на аукционах за миллионы евро".
Новым направлением в работе ученых станет расследование того, как арт-дилеры и власти были вовлечены в операции против запрещенного искусства.