Украина в среду заявила об урегулировании с Россией вопроса транзита российского газа в Европу. До этого Киев отказывался закачивать в свои подземные хранилища газ в объемах свыше 14 миллиардов кубометров. Российский "Газпром" требовал увеличить этот объем до 19 миллиардов кубометров для обеспечения бесперебойного транзита в ЕС.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий в интервью шеф-корреспонденту РИА Новости на Украине Людмиле Лысенко рассказал о деталях достигнутых договоренностей, планах по либерализации украинского газового рынка и энергетическом будущем страны.
— Процесс находится в состоянии решения, я бы так сказал. Но хочу подтвердить то, что на начало отопительного сезона у нас будет не менее 14 миллиардов кубометров в хранилищах. Это могу точно сказать.
Да, мы договорились с нашими коллегами о том, что мы будем продолжать закачивать свыше 14 миллиардов кубометров, но систему расчета мы должны уточнить в течение недели. Смотрю на это очень оптимистично, потому что это все в общих интересах.
— Система расчетов со стороны "Газпрома", я так понимаю? То есть они будут платить за закачку?
— Нет, они не будут платить. Тут, получается, платит потребитель. А вот кто будет этим конечным потребителем мы сейчас и выясняем.
Я объясню: 14 миллиардов кубометров — это тот необходимый ресурс, который позволит нам спокойно пройти отопительный сезон и обеспечить транзит. В случае аномальных температурных режимов есть предположение, что Европа может отбирать больше и тогда "Газпром" не сможет обеспечить потребности европейского потребителя. В соответствии с этим "Газпром" предлагает на случай аномальных морозов иметь в хранилищах дополнительные 4 — 6 миллиардов кубометров газа.
— А закачка сейчас будет производиться за чей счет?
— Вот мы сейчас этот вопрос и выясняем.
— Говорят, что Украина рассчитывает привлечь в России на эти цели кредит…
— Беспроцентный. Возможно, да. То есть если мы возьмем на себя ответственность, что мы закачанный газ потребим в другие периоды. В принципе, и я говорил уже в своих предыдущих интервью, мы не стоим на позиции не работать с "Газпромом". Мы стоим на позиции справедливой цены. Для нас это очень важно.
— Правда ли, что обсуждается сумма кредита в два миллиарда долларов? Это якобы та сумма, которая необходима для закачки в ПХГ порядка 5 миллиардов кубометров газа.
— Если 5 (миллиардов кубометров – ред.) умножить на 400 (долларов — ред.), то получится в районе 2 миллиардов долларов — это математический расчет. Как будет в итоге, я не могу сейчас сказать.
— Вы ранее говорили, что RWE с сентября начнет закачивать газ в украинские ПХГ. Значит ли это, что RWE получит доступ ним?
— Возможность доступа к нашим ПХГ имеет любая компания, которая заинтересована в работе с Украиной. То есть мы это рынок полностью либерализовали. Мы рассчитываем, что наши партнеры воспримут положительно те условия, которые мы предложили, тем более что у них есть заинтересованность в этом. Сейчас отрабатывается следующий контракт с компанией RWE, который вступит в силу во второй декаде сентября.
— На каких условиях и в каких объемах будет производиться закачка? Я так понимаю, что о цене уже договорились?
— Да, договорились. Но озвучить цену и объемы я смогу после того, как будет подписано соглашение. Вообще, наши ПХГ рассчитаны на хранение более чем 35 миллиардов кубометров. Так как мы для себя оставляем 15 миллиардов, то, соответственно, мы предлагаем нашим партнерам, с учетом заинтересованности "Газпрома", объем в размере где-то 15 миллиардов кубометров для хранения.
— А какие-то еще компании, кроме RWE, проявляли интерес к хранению газа в украинских ПХГ?
— Да. Но я не могу их назвать, так как это пока коммерческая тайна.
— Можете хотя бы уточнить количество компаний?
— Около пяти серьезных компаний.
— А как идут сейчас переговоры с Россией о цене на газ? Есть ли подвижки в этом вопросе?
— Мы находимся в постоянном переговорном процессе, и даже когда речь идет о закачке газа в хранилища, мы все равно касаемся этих вопросов. Но пока, к сожалению, нечем похвастаться в этом направлении. Этот кабальный контракт действует, и у нас, к сожалению, мало юридических аспектов для того, чтобы изменить саму стоимость. Но мы над этим работаем и, надеюсь, с учетом тех вопросов диверсификации, которые мы уже решили, а именно — поставка газа из Европы через польский, венгерский, а в будущем румынский и, убежден, что и словацкий маршрут, поможет нам решить эту задачу и выйти на конкурентоспособные и прежде всего справедливые цены.
— На ваш взгляд, все-таки удастся пересмотреть этот контракт или же он будет действовать до 2019 года?
— Сложно сейчас сказать. Но я надеюсь, что те шаги, которые мы делаем, в частности, в рамках участия Украины в Европейской энергетической хартии, помогут решить этот вопрос.
— Какая цена на российский газ ожидается в четвертом квартале этого года?
— В районе 416 долларов за тысячу кубометров. Цены на нефть колеблются, а у нас в формуле привязка к нефти. Но, думаю, что где-то в таком районе и будет до конца года цена.
Но однозначно по реверсу из Европы мы получаем газ дешевле примерно на 30 долларов. А если с учетом скидки в 100 долларов, которая дается за Черноморский флот, то дешевле на 130 долларов. Если учесть еще НДС, то получается дешевле примерно на 156-160 долларов для конечного потребителя.
— Глава "Газпрома" Алексей Миллер в июне сообщил, что переговоры с Украиной о создании газотранспортного консорциума остановлены в связи с необходимостью принятия украинской стороной законодательных изменений. Сейчас это вопрос актуален?
— Мы внесли в Верховную Раду законопроект. И я отдаю должное нашим партнерам, которые потенциально хотят участвовать в консорциуме. Мы получили ряд предложений по этому вопросу от наших коллег как с Европы, так и из России. Но пока мы не приняли определенных решений на законодательном уровне, и о практической стороне решения этого вопроса говорить, наверное, рано.
— Законопроект, который правительство подало в Раду, в частности, предполагает снятие запрета на аренду объектов украинской ГТС. Но по предложению Партии регионов рассмотрение этого вопроса было отложено. Какова судьба этого документа? Возвращал ли парламент этот документ на доработку в кабмин?
— Нет, он находится в парламенте. Он зарегистрирован, ему присвоен номер, и мы рассчитываем, что он в этом году будет проголосован.
— А почему тогда этот вопрос был отложен?
— У нас в стране, когда хочешь что-то хорошее сделать, обычно находится какой-то оппозиционный человек, который начинает выбегать и кричать, что что-то украли. А что украли, неизвестно. Но я надеюсь, что здравый смысл возьмет все-таки верх. Это же касается и вопроса сланцевого газа. Вот, например, в Польше в четверг уже пошли первые кубометры сланцевого газа в их экономику. Говорили — это невозможно и вот, пожалуйста, результат. Чем раньше мы уйдем от этих всех страшилок и непонятных вещей, которые спонсируются определенными силами, как политическими, так и коммерческими, тем быстрее мы наладим вообще наше общество.
— Минэнерго будет настаивать, чтобы это законопроект был рассмотрен именно на этой сессии?
— Я думаю, что мы будем настойчивы в этом вопросе. Во-первых, этот законопроект не о приватизации, а в первую очередь о реформировании системы "Нафтогаза". Я считаю, что это и экономически целесообразно, и политически. Поэтому мы будем предлагать, чтобы этот законопроект был принят.
Мы нанимали серьезные консалтинговые компании, в частности, Ernst & Young, которая занималась разработкой программы реформирования "Нафтогаза". Мы уже получили предварительные результаты, сейчас делаются окончательные выводы. Исходя из этого, наверное, будет проведено большое совещание на уровне кабинета министров, после чего будет определено, насколько быстро нам необходимо рассмотреть данный законопроект в Верховной Раде.
— Компания Baker Tilly завершила оценку стоимости украинской ГТС, но выводы до сих пор не озвучивались. В СМИ называлась цифра в 26-29 миллиардов долларов. Насколько близки эти оценки к реальности?
— Я думаю, что это реальные цифры. Предполагаю. Это мое мнение, как специалиста.
— Я знаю, что вы собираетесь на следующей неделе в Брюссель. Какие вопросы будете поднимать в ходе визита?
— Поступило приглашение от еврокомиссара обсудить энергетические вопросы. Это вопросы, связанные со стратегией развития нефтегазового рынка не только Украины, но и общеевропейской стратегии. В том числе будем говорить о создании газового хаба на Украине. Мы очень близки к реализации этой идеи.
— В ходе эксплуатации на Южно-Украинской АЭС тепловыделяющих сборок производства Westinghouse были выявлена некоторые проблемы…
— Я бы не говорил, что это проблемы. Есть технические регламенты, есть определенные обстоятельства, которые обоюдно надо решать. Мы будем продолжать работу, и это для нас тоже очень важно.
— "Энергоатом" собирался подавать иск против компании Westinghouse из-за конструктивных недоработок ядерного топлива. Начался уже судебный процесс?
— Я думаю, что мы урегулируем все вопросы без суда.
— Компания Westinghouse предложила Украине использовать усовершенствованное ядерное топливо. Разрешила ли государственная инспекция ядерного регулирования загрузку модифицированных тепловыделяющих сборок на украинских АЭС?
— Есть такое предложение. Сейчас идут переговоры по этому вопросу, проводится экспертиза.
— Россия недавно предоставила Украине информацию об окончательной стоимости и концептуальных решениях строительства третьего и четвертого энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Строительные работы будут вестись на уже существующих конструкциях или с нуля? Кто будет финансировать достройку и на каких условиях?
— На данный момент мы находимся в четком понимании и переговорном процессе с нашими российскими коллегами. Идут экспертизы, идет обоюдный обмен информацией. В конце сентября-первой декаде октября состоится заседание штаба с участием представителей Украины и России, на котором мы будем определяться по данному направлению. Есть различные предложения, в том числе и новые. Но мы должны сопоставить вопросы, прежде всего безопасности.
Я считаю, что проект имеет право на жизнь и на старой базе, но при окончательной дефектации того, что есть. Ну и, конечно, без разборки вышедших из строя блоков, прежде всего металлоконструкций и цементных конструкций, не обойтись. Это мое личное мнение. Но экспертиза должна это подтвердить или опровергнуть.
— Россия заявила, что в случае подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС она может свернуть ряд совместных проектов, в том числе и в атомной отрасли.
— Я не верю в эти страшилки. Я всегда стоял и стою в своей деятельности на позиции взаимной выгоды. Если взаимовыгодность заменяют политические амбиции, то рано или поздно те лидеры стран, которые пренебрегают экономической эффективностью, уходят из политики.
— Как идет работа по строительству на Украине завода по фабрикации ядерного топлива?
— Полным ходом. Мы приступили уже непосредственно к строительству. Был проведен тендер, есть победитель, и через неделю на площадке появится техника и все остальное. По плану начало работ начнется 3 или 4 сентября, если не ошибаюсь.
— Россия и Украина работают над созданием совместного предприятия по обогащению урана на российской территории. На каком этапе находятся переговоры? Какие активы в СП готова внести Украина?
— Работа идет планово. Вопрос активов мы сейчас обсуждаем с нашими коллегами. Но говорить конкретнее можно будет тогда, когда вопросы уже выйдут в юридическую плоскость.
— Украина по-прежнему сохраняет планы по строительству наземного терминала?
— Мы это изучаем, прежде всего с точки зрения экономической эффективности. Но то, что LNG-технологии будут применяться в Украине, в этом нет никакого сомнения. Я поясню: пока мы что-то собираемся, делать процесс усовершенствования технологии продолжается. На сегодняшний день я для себя уже вижу, насколько она усовершенствовалась, и можно прогнозировать ее развитие на ближайшие пять лет. Наши специалисты работают с лучшими специалистами США и Европы, и я надеюсь, что в ближайшее время мы примем окончательное решение.
В США уже сейчас 30-40% поставок газа от производителя к потребителю осуществляется с помощью технологий LNG. Они уже используют для транспортировки сорокафутовые LNG-контейнеры. Это существенно меняет саму инфраструктуру потребления природного газа, и я предполагаю, что в течение 5-10 лет эти технологии очень широко начнут применяться в Европе. Ну а поскольку Украина интегрируется в Евросоюз, эти технологии коснутся и Украины.
— Учитывая планы по введению в 2014 году в эксплуатацию плавучей платформы по приему сжиженного газа, удалось ли уже договориться с поставщиками газа? И как обстоит ситуация с Турцией по вопросу прохода танкеров через Босфор?
— Вопросы, которые связаны с Босфором, уходят на второй план с учетом усовершенствования технологий. Я уже говорил, что уже есть сорокафутовые контейнеры, которые железнодорожным транспортом по территории США доставляются от производителя к потребителю. Может, мы завтра решим этот вопрос и применим эту технологию на железнодорожном транспорте, я этого не исключаю.
— Хотелось бы еще спросить, как сейчас обстоят дела с нефтепроводом Одесса-Броды? Насколько я знаю, сейчас он не загружен?
— В октябре состоится встреча министров пяти стран, которые заинтересованы в этом маршруте, а именно Азербайджана, Грузии, Украины, Польши, Словакии. Надеюсь, мы этот вопрос решим. Я уже имел несколько встреч со своими коллегами из Азербайджана и Грузии, мы заинтересованы в дальнейшем продвижении этого проекта. Но пока наши коллеги из Польши и Словакии, скажем так, нейтрально позиционируют себя в этом вопросе.