КРАСНОЯРСК, 29 авг — РИА Новости, Андрей Мармышев. Поисковый отряд Сибирского федерального университета (СФУ) вернулся из Волгоградской области, где на местах боев ребята нашли останки 13 советских солдат. Удалось установить имя одного и них. О том, как работают красноярские поисковики, узнал корреспондент РИА Новости.
Имя на бритве
"В ночь перед закрытием вахты нашли (останки) красноармейца, которого удалось идентифицировать. Это уроженец Аскизского района Красноярского края (сейчас это территория Хакасии — Прим. авт.) Шишмарев Исаак Иосифович, 1903 года рождения… Его полное имя и место призыва было написано на бритве. На опасной бритве", — рассказал РИА Новости преподаватель учебно-военного центра СФУ подполковник Андрей Чумаков.
С 2011 года студенты нашли под Россошками останки 44 солдат, имена четверых из них удалось установить. Красноармейца Шишмарева нашли в чистом поле. Некогда здесь была отрыта одиночная стрелковая ячейка, в которой солдат принял свой последний бой.
Для поиска используются старые, военной поры, карты, аэрофотосъемка, осуществляется привязка по GPS. "Основные орудия производства это металлодетектор и лопата… Копали на сигнал", — рассказал студент Денис Малахов.
На полях сражений очень много металла. Сигнал идет практически на каждом шагу. Иной раз приходилось впустую перекидывать десятки кубометров земли.
Лопата и щуп
"Щуп в этом районе применяется только ранней весной, когда грунт достаточно мягкий. Летом и осенью он не пройдет и 10 сантиметров, земля становится, как бетон. Вкопать щуп невозможно, вбивать нельзя — есть риск попасть на боевую часть мины. Лучше потихоньку копать лопатами", — рассказал Чумаков.
"После провала операции "Марс" множество солдат остались без захоронения — наши отошли. Немцы заставляли местных жителей стаскивать тела в старые окопы, воронки… В таких вот неизвестных могилах лежат сотни солдат. В 1950-х годах под городом Белый провели мелиорацию, пахали землю и сеяли. Сейчас вся война лежит на глубине 50-60 сантиметров", — сказал РИА Новости поисковик из Красноярска Андрей Криволуцкий.
Возвращенное имя
Установить имя найденного солдата — значит вычеркнуть его из огромного списка пропавших без вести красноармейцев. После войны прошло почти семьдесят лет, а тысячи семей до сих пор не знают о судьбе своих близких. Некоторые ждут до сих пор.
"Запомнился случай: жена ждала своего Ивана, уже выросли их дети и внуки, а она ждала. Просила похоронить их рядом. И мы нашли его — под Россошками", — рассказал зам директора Института военного обучения СФУ Олег Лопатко.
22 июня упокоился в родной земле уроженец Манского района Красноярского края Александр Лукьянович Волчков.
"Он был кадровый военный, погиб в 1943 году у Ржева… В медальоне сохранилась записка с личными данными. В мае мы привезли его останки в Красноярск, где они месяц пролежали в школьном музее, так как кто-то из чиновников решил устроить похороны именно 22 июня", — рассказал Андрей Криволуцкий.
Бюджет и спонсоры
Большинство участников поисковых отрядов — школьники и студенты. В городском и краевом бюджетах предусмотрены средства на их деятельность.
"По сути, это крохи: хватает на поездку небольшого количества людей, суточный рацион составляет примерно 150 рублей. Плюс свое снаряжение и помощь спонсоров. Мы не можем равняться на поисковиков из Нижегородской или Курганской областей, не говоря уже об отрядах из Москвы и Санкт-Петербурга, которые имеют специальный транспорт, дизель-генераторы, оснащены с иголочки", — рассказал один из поисковиков.
Признанный лидер красноярских поисковиков Серафима Аксельрод сейчас больше времени проводит в кабинетах чиновников, доказывая, обосновывая и убеждая, чем "в поле".
"Я сейчас пишу план на следующий год, 6 сентября подаем документы мэру Красноярска Акбулатову… Хотелось бы, чтобы провели корректировку и на уровне края… Почти все съедает дорога, а мы ездим дешевле некуда. Зато тарифы на проезд растут каждый год", — рассказала Аксельрод.