МОСКВА, 16 авг — РИА Новости. Противостояния между новым кабинетом министров в Иране, который считается либеральным, и консервативно настроенным парламентом страны в ближайшее время не ожидается, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Парламент Ирана в четверг вечером одобрил 15 из 18 министров, представленных на утверждение депутатам новым президентом страны Хасаном Роухани. Многие из них занимали крупные государственные посты при двух президентах — Хатами и Рафсаджани, которые считаются реформаторами.
Политического кризиса не будет
Одобрения депутатов не получили трое министров — образования, по делам науки, исследований и технологий, а также по делам молодежи и спорта. Таким образом, по мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Владимира Сажина, консервативно настроенный парламент хотел показать, что он по-прежнему владеет ситуацией.
"Это не главные министерства. Им нужно было показать, что они имеют силу определенную. И поэтому они выбрали этих трех малозначимых, если сравнивать с другими, министров", — считает эксперт.
Но эксперты не считают эту ситуацию взрывоопасной и не видят в ней почвы для возникновения политического кризиса. "Это классическая тактика баланса сдержек и противовесов", — поясняет старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов не видит причин, "чтобы было противостояние, которое привело бы к каким-нибудь внутренним конфликтам в руководстве Ирана".
"В любом демократическом обществе, по большому счету, так и должно быть. Парламент должен каким-то образом держать под контролем то, что должна делать демократическая власть", — считает Сажин.
Эксперт уверен, что даже при возникновении "резкого противостояния парламента и правительства верховный лидер будет это разруливать".
Стабильность в ядерном вопросе
Те, кто лишился министерского кресла, также за бортом не остались. Интересное назначение получил уже бывший министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи: он получил пост вице-президента и руководителя Организации по атомной энергии, которая является государственной монополией в сфере ядерной энергетики.
"Здесь ничего удивительного нет, что его назначили. Он действительно крупный специалист и знаток этой проблемы. Салехи на своем месте", — отметил Сажин.
Тем не менее, Сотников обращает внимание на политическую направленность экс-министра. "Он считается не таким прагматиком и не таким настроенным прозападно, как сам Роухани. Он представляет собой консервативный лагерь политиков",- пояснил он.
Назначение консервативно настроенного экс-министра Сотников объясняет тем, что "Рахбар (духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи) хочет уравновесить прагматичного либерально настроенного до определенных пределов Роухани".
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран заявляет, что его программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. В отношении страны неоднократно принимались санкции, как отдельными странами, так и международными организациями.
Но коренным образом, как считают эксперты, назначение Салехи ситуацию вокруг ядерной программы не изменит.
"Сильных прорывов в решении ядерной проблемы Ирана не будет. Главное — не какие чиновники на постах, даже не то, кто является президентом этой страны. Власть находится в руках духовенства. И Иран не откажется от своих разработок в ядерной энергетике", — считает эксперт.
Правительство технократов
В целом, эксперты связывают с новым правительством надежды и считают, что новый кабинет министров отвечает современным потребностям Ирана.
"Они очень хорошие профессионалы. Правительство технократов, можно сказать. Это то, что сейчас нужно Ирану", — считает Долгов.
Тем не менее, по мнению эксперта, коренных изменений в политике государства с назначением нового кабинета министра ожидать не стоит. "Стратегическая линия осталась. Но, конечно, будут сняты некоторые издержки бывшего руководства: жесткая риторика по отношению к Западу, высказывания об уничтожении Израиля",- сказал Долгов.
Политические перемены эксперты, однако, не связывают целиком и полностью с личностью нового президента Ирана.
"Этот состав кабинета министров отличается от кабинета Ахмадинежада. Конечно, это сделано не без разрешения Али Хосейни Хаменеи (Рахбара). В Иране птицы не летают без его разрешения", — уверен Сажин.