Только по официальным данным около трех тысяч пар в Новосибирске не могут иметь детей. Для большинства из них единственный шанс — экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Одна попытка стоит от 100 тысяч рублей, а для успеха их может понадобиться несколько.
О том, что такое ЭКО сегодня, сколько попыток имеет смысл делать, и сколько семей могут рассчитывать на ребенка "из пробирки" за счет бюджета, в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Ткач рассказала кандидат медицинских наук, главврач Центра вспомогательных репродуктивных технологий "Авиценна" Ирина Айзикович.
Бесплодие не считают
- Есть ли неофициальная статистика бесплодия, сколько в действительности пар сталкиваются с этой проблемой?
— Статистика бесплодия — коварна. Это интимная, личная проблема. Люди не всегда готовы с ней обращаться официально. Наш российский менталитет, некоторая стеснительность и сдержанность не позволяют выявить истинный процент. К тому же, если уже есть ребенок, но не получается завести еще одного, официально такая пара не считается бесплодной.
Профессор, доктор медицинских наук Олег Филиппов говорит о 20-25% распространенности бесплодия среди пар репродуктивного возраста.
- В мире похожая ситуация?
— Эта цифра в 20-25% бесплодных пар везде примерно одинакова: и в Африке, и в Китае. Хотя есть страны с хорошими показателями. Например, в США, где культ семьи и многодетности. Там президент всегда в окружении любимой многодетной семьи — своеобразная социальная реклама. И бесплодных семей там меньше.
- Сколько лет врачи занимаются ЭКО в Новосибирске, растет ли число обращений?
— Уже 16 лет. И за эти годы рост обращений значительно вырос. Это связано с тем, что методика завоевывает свои позиции. Сейчас чаще стали обращаться женщины старшего репродуктивного возраста после 40-45 лет, когда уже карьерные амбиции удовлетворены и можно "обзаводиться" ребенком.
Кроме того, в Новосибирск едут не только из городов Сибири, но и из стран ближнего зарубежья — с Кавказа, Казахстана, а также из Германии, США и других стран.
- Вы говорите про США, а насколько у нас государство участвует в решении проблем пар без детей?
— Государство давно поддерживает (больных) с проблемами сердца, сосудов, суставов, проводится финансирование. Бесплодию почему-то уделялось значительно меньше внимания. Сейчас ситуация меняется. Благодаря этому многие пары, неспособные позволить себе ЭКО, становятся родителями, используя бесплатные квоты.
В Новосибирске финансирование программы поддержки экстракорпорального оплодотворения идет с 2008 года. С 2011 года по концессионному соглашению с мэрией ежегодно процедуры проводятся 48 женщинам. И беременность наступает в 70%. Это очень высокий показатель.
- А какая результативность процедуры?
— Около 46%, то есть забеременеть с первой попытки удается почти половине женщин. Высокая цифра у пациенток по концессионным квотам связана, прежде всего, с тем, что они обычно приходят задолго до вступления в программу, тщательно готовятся и очень мотивированы на успех и рождение ребенка.
ЭКО за госсчет
- Сколько центров в Новосибирске занимаются этой методикой?
— Четыре — у нас, клиника Пасман, Центр новых медицинских технологий в Академгородке и филиал Красноярского центра репродуктивной медицины.
- Ваши самая юная и возрастная пациентки, ставшие мамами?
— Самой возрастной пациентке было 49 лет. Чтобы она стала мамой, воспользовались донорской яйцеклеткой. Самой молодой девушке было 19 лет. Она стала матерью с диагнозом аплазия (отсутствие) матки с помощью суррогатной матери. Сейчас в этой семье уже трое ребятишек.
- Насколько в регионе сложно получить квоту на бесплатное ЭКО?
— Не сложно. У нас две очереди: городская, переданная нам из Центра планирования семьи по концессионному соглашению. Сейчас там стоит 170 женщин, ежегодно мы делаем, как уже говорилось, 48 процедур. И областная. Но областной очереди как таковой нет: из 80 женщин, вставших в очередь 2013 года, 68 уже получили квоты на бесплатное ЭКО. Остальные попадут в программу в следующем году.
- Сколько пар готовы платить свои деньги?
— В год в центре проводится тысяча циклов, из них 116 — квоты, 884 пациентки делает ЭКО за свой счет.
- А сколько максимально может потребоваться средств от пары?
— Однозначно ответить нельзя. Основной шанс — в первую попытку, когда несложная форма бесплодия. В этом случае эффективность достигает 70%. Если пара не забеременела, значит, проблема причины бесплодия значительно сложнее.
Это может быть иммунологическая несовместимость, истощение яичников, тяжелые терапевтические заболевания (диабет, гипертония, аутоиммунные: заболевания щитовидной железы, гипоплазия эндометрия матки, когда она не в состоянии принять эмбрион). Если есть такой "многоэтажный" диагноз, то после устранения или корректировки причин делаются и вторая, и третья попытки.
Три попытки
- Сколько раз можно делать ЭКО без вреда для здоровья?
— Задача врача — проанализировать каждую попытку и найти причины, почему не наступает беременность. Если шансы минимальны, то, конечно, необходимо предложить другую программу, например, суррогатного материнства, донорской яйцеклетки или спермы. Больше трех раз делать ЭКО смысла нет.
По семь попыток делают в моноцентрах, где у врача есть только один вариант решения проблемы бесплодия — экстракорпоральное оплодотворение. Естественно, что именно его он и будет предлагать. И если нет, к примеру, криоконсервации эмбрионов, то из 20 полученных два имплантируются, остальные — на выброс. Но если попытка неудачна, снова полный цикл, начиная со стимуляции.
- Что делать тем парам, где бесплодие у мужчины?
— Если в сперме нет живых сперматозоидов, можно сделать миниоперацию — пункционную биопсию яичка. Как правило, если сперматозоидов нет в эякуляте, они есть в ткани яичка, но не могут оттуда выйти. Эмбриолог под микроскопом ищет в тканях живой подвижный сперматозоид и под большим увеличением на экране оценивает его (ИМСИ).
В мире методикой ИМСИ владеют лишь несколько человек, работающие, в том числе, в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
- Что Вы можете сказать об опасениях женщин, например, что есть риски для здоровья ребенка?
— Я готова развенчать абсолютно любой миф и страх женщин относительно здоровья ребенка. Сейчас это абсолютно безопасная процедура. И дети, которые родились в результате ЭКО, более здоровые. Чтобы это выяснить, мы специально проводили тщательное обследование таких деток. А их у нас в центре родилось порядка четырех тысяч.
- Как проходит процедура ЭКО? Сколько времени понадобится женщине, чтобы забеременеть?
— Сначала пара сдает анализы. Это можно сделать и по месту, где она наблюдается. Затем уже выдается больничный, и в медцентре начинаются ежедневные уколы гормонов, стимулирующие рост фолликулов (вместилище яйцеклеток), которые ставить нужно 10-12 дней в одно и то же время.
Затем они забираются и оплодотворяются. Три — пять дней растут в специальной среде. Не больше двух восьмиклеточных эмбрионов подсаживают женщине. Остальные 10-12 идут в криозаморозку, и если попытка забеременеть не удалась, их можно использовать при повторной попытке. Наступила беременность или нет, становится ясно через две недели.
- На ваш взгляд, какие слагаемые успеха в ЭКО?
— Подготовка к процедуре, мотивированность и информация. Если дать женщине всю информацию по процедуре, настроить ее на успех, развенчать негативные мифы и легенды, укрепить веру в себя, в доктора, в методику и в будущего ребенка, эффективность значительно возрастает.